Коллекция онлайн

Первая половина XVII в.

Богоматерь Палестинская

Первая четверть ХVII века


Очень редкий в древнерусской живописи вариант изображения Богоматери. Источником для него послужила икона XVI в. из церкви Мадре делла Консолацьоне в Риме. С конца XVI в. многочисленные реплики этой иконы создаются поствизантийскими мастерами, особенно критскими. Большую роль в этом сыграла мастерская критского иконописца Николаоса Тзафури, который был известен частым обращением к западноевропейским образцам.

Многим иконам этой иконографии присуще сочетание черт позднеготической и ренессансной живописи с традиционной иконописной техникой, которой в высокой степени владели критские мастера.

В XVI–XVII вв. иконы этого типа попадают на Русь под названием «Богоматерь Палестинская», но широкого распространения не получают. К числу наиболее значительных в художественном отношении и ранних образцов этой иконографии на Руси принадлежат икона из собрания Музея им. Андрея Рублева и публикуемое произведение. Известно, что большой образ «Богоматерь Палестинская» находился в храме Строгановых — Благовещенском соборе Сольвычегодска.

Стилистически икона Семена Хромого ближе к традиционной иконописной манере, чем произведения критских мастеров. В тяжеловесности ее форм, в несколько приглушенном колорите, крупных чертах ликов, сохраняющих греческий тип, легко увидеть характерные черты русской иконописи того направления, которое стремилось создавать произведения, ориентированные на образцы византийского и поствизантийского искусства. Эта ретроспективная тенденция была широко развита в эпоху Ивана Грозного и продолжала существовать в последующее время. Вместе с тем, Семен Хромой вносит в свою икону и элементы позднеготической живописи. Это относится к позе младенца, сидящего спиной к матери на ее правой руке и обращенного прямо к молящемуся, но голова его повернута вправо; к изображению тонкой прозрачной накидки на голове Марии под мафорием и застежки на груди.

Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 197.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

К числу редких относится образ Богоматери Палестинской, источником иконографии которого послужила икона из церкви Мадре дела Консолацьоне в Риме. По-видимому, первая икона подобного типа была привезена на Русь из Святой земли, откуда и пошло ее название.

Несмотря на использование западного образца, художник сохраняет традиционную иконописную технику. Ее автор, как следует из надписи на обороте, — Семен Хромой (Хромец). Годы его жизни неизвестны. Числился кормовым иконописцем московской Оружейной палаты. Документы дворцовых приказов сообщают, что он работал в Московском Кремле и в 1621 году вместе с Прокопием Чириным, Назарием Истоминым Савиным и Иваном Паисеиным расписывал Постельную палату и Столовую избу государя Михаила Федоровича.

По заказам Н. Г. Строганова художник писал иконы для его пермских вотчин. Его живописи свойственен монументальный характер, и икона может быть отнесена к строгановскому стилю с большой долей условности.

На тыльной стороне надпись: «Писмо Семена Хромца оклад медян».

Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1981–1982 Г. Н. Поповой.

Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 15.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Eicones tis Kritikis Texnis. (Apo ton Xandaka os tin Mosha kai tin Aja Petropoli). Agia Petropoli. Irakleion, 1993. Kat. 24; Mille anni di cristianesimo nell'arte russa. Icone dall'XI al XX secolo. Aosta, 1997. P. 220. Cat. 114; Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI - начала XVII века. СПб.; Калининград, 2005. С. 66-67. Ил. 68; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 54. Кат. 39; Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. С. 22. Примеч. 35; С. 24. Примеч. 60; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 197. N 122


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: