Избранные святые (преподобный Михаил Малеин, мученица Евдокия, великомученица Ирина, Алексий человек Божий, святой Иоанн Белгородский, праведная Анна и мученица Татьяна)
Кострома (?). Святые, соименные членам семейства царя Михаила Федоровича. 1636–1639
- Дерево, доска из двух частей, две врезные шпонки, паволока, левкас, темпера. 134 × 110 × 4
- ДРЖ-1814
Пост. в 1913 от И. М. Дикарева-
Сведения о реставрации:
Реставрировалась до поступления в Русский музей
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Изображения патрональных святых государевой четы восходят к византийской традиции императорских портретов. Начиная с эпохи Василия III можно уверенно говорить о создании образов великокняжеских ангелов специально для местного ряда иконостаса домового княжеского Благовещенского собора Московского Кремля, где их ставили рядом с южными боковыми вратами, напротив царского моленного места. После смерти великого князя образ переносили в Архангельский собор и размещали у гроба умершего, а его место занимало изображение тезоименитого святого нового государя. Для подобных икон была установлена специальная иконография с изображением развернутого в моленной позе святого, обращенного к Божественной деснице, благословляющей из небесного сегмента. К такому типу относится икона преподобного Михаила Малеина, тезоименитого царю Михаилу Федоровичу (1613–1645), написанная кремлевскими мастерами в 1630-х годах (Иконописцы, 2007. Кат. 46. С. 122–123).
С воцарением династии Романовых появился еще один тип семейных образов, на которых были представлены святые, соименные всем членам царствующего рода. Самым ранним является публикуемое произведение, написанное как моленный образ семьи Михаила Федоровича. Крупному изображению Богоматери Знамение, помещенному в центре в облачном сиянии, слева предстоят преподобный Михаил Малеин рядом с мученицей Евдокией ― ангелы самого царя и его супруги Евдокии Стрешневой; над ними возвышается фигура царственной великомученицы Ирины, соименной первой дочери, родившейся в 1627 году; справа, в пандан царскому святому, представлен Алексий, человек Божий, в честь которого был наречен первый сын и будущий царь Алексей Михайлович (род. в 1629); за ним следует святой Иван Белгородский, тезоименитый второму сыну, Иоанну Михайловичу, родившемуся в 1633 и умершему в 1639 году; выше ― фигуры праведной Анны и мученицы Татьяны, предстательствующие за дочерей, Анну Михайловну (род. в 1630) и Татьяну Михайловну (род. в 1636), переживших своего царственного брата.
Таким образом, икона была написана между 1636 и 1639 годами и, видимо, связана с гибелью младшего сына царя, Федора Михайловича. Примечательно, что ни один из других пяти детей — четырех дочерей (Пелагеи, Марфы, Софьи, Евдокии) и сына Василия, родившихся в эти годы и проживших от нескольких месяцев до одного дня,― не нашли отражения в иконографии.
Можно предположить, что икона заказывалась как семейный образ для домашней моленной и предназначалась для личных покоев государевой семьи. Тем более что изображенная в центре икона Богоматери Знамение воспроизводила одну из наиболее чтимых святынь в доме первых Романовых. С их именем была связана история Знаменского монастыря на Варварке, на месте двора Никиты Романовича, деда царя Михаила Федоровича, с домовой церковью в честь почитаемой ими иконы Богоматери Знамения.
Судя по колористической гамме с использованием разбеленных голубых и розовых цветов, плотному охристому фону, пропорциям фигур с крупными головами и широко раскрытыми глазами, упрощенным рисунком ликов, икона написана провинциальным костромским мастером.
Реставрировалась до поступления в Русский музей.
И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 44.
Показать полный текстЗнаменский монастырь на Варварке был заложен, как считается, в честь рождения наследника Алексея Михайловича, причем в 1631 году царским указом туда была пожалована вся Романовская усадьба. Поэтому можно полагать, что изображение чудотворного образа заступницы и покровительницы государевой семьи включено в патрональную композицию как напоминание о домашней иконе. Однако провинциальный стиль исполнения памятника скорее предполагает предназначение его для настолпного или пристенного иконостаса какого-то отдаленного храма или монастыря, возможно места паломничества царской семьи.
Надо полагать, с рождением наследника в XVII веке образовалась традиция создания августейших образов, которые писали на местах, на «государев корм», ради моления за здравие членов царского дома. Такой патрональный образ семьи Алексея Михайловича был создан иконописцем Родионом Сергиевым в 1658 году для Успенского собора Тихвинского монастыря (Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 174. Л. 37). Судя по центральной фигуре Алексия Митрополита, которую окружали Алексий, человек Божий, Мария Египетская, святая Анна, великомученица Ирина, пророчица Анна, великомученицы Татьяна, Софья, Евдокия, преподобная Анна, представленные в молении Спасу Вседержителю, икона была написана в связи с появлением в царской семье долгожданного наследника Алексея (1654–1670). Царским заказом определялось и почетное местоположение ее на южной стене собора, недалеко от чудотворного Тихвинского образа. Аналогичный памятник известен по описям новгородских храмов, что свидетельствует о распространении традиции в XVII веке.