Коллекция онлайн

«Единородный сыне...»

Створка складня. Створка заключена в медную рамку. Первая четверть ХVII века


Иконография многих памятников развивает варианты, появившиеся в середине ХVI века, в эпоху Ивана Грозного. Несмотря на малые размеры икон, изображаемое событие обычно развернуто во времени, обогащено дополнительными эпизодами. Столь подробно разработанная иконография не встречается в русской иконописи ранее середины ХVI века и обязана своим возникновением атмосфере, сложившейся в кругах, близких московскому митрополиту Макарию. Именно здесь при создании икон стали использовать многочисленные литературные источники, развивать усложненный художественный язык.

Ярким примером может служить композиция «Единородный Сыне», написанная на створке миниатюрного складня. Ее иконография восходит к Четырехчастной иконе, выполненной для Благовещенского собора Московского Кремля около 1547 года.

Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 15.

Реставрированы до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1982–1984 А. Т. Дедненковым

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Наряду с монументальными, создававшимися для местного ряда иконостаса композициями на тексты песнопений, в древнерусском искусстве получают распространение небольшие иконки-иллюстрации Богородичных гимнов, включаемые в тематические циклы. Чаще всего они заказывались для домовых церквей, давая во многом не традиционные иконографические решения.

Публикуемые иконы (ДРЖ-239, ДРЖ-240), являющиеся створками не дошедшего до наших дней складня, — один из ярких образцов художественного направления, получившего в литературе наименование «строгановской школы иконописи». Мелочное, доведенное до каллиграфии письмо, изящные пропорции фигур, изысканная колористическая гамма, сочетающиеся с усложненным иконографическим замыслом, — характерные черты искусства, развивавшегося под покровительством именитых людей Строгановых.

Положенная в основу замысла складня идея личного спасения обусловила состав включенных в серию композиций и своеобразие их иконографического решения. Объединение в ней иллюстраций к песнопениям, исполняемым в разные моменты богослужения, создавало зримый образ непрерывно длящегося литургического действа, соучастие в котором становилось для верующего залогом обретения Царствия Небесного. Идея Божественного Воплощения и Искупительной Жертвы Христа, отраженная в тексте песнопения «Единородный Сыне», получала развитие в композиции «О тебе радуется...» (ДРЖ-240, о сюжете см. ДРЖ-2137). Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 128.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Из коллекций академика Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 184. Кат. 412; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 75. Кат. 60; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 128. N 71; Сычев Н. П. Выставка произведений искусства "строгановской школы". Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1923. NN 67, 69


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: