Наряду с монументальными, создававшимися для местного ряда иконостаса композициями на тексты песнопений, в древнерусском искусстве получают распространение небольшие иконки-иллюстрации Богородичных гимнов, включаемые в тематические циклы. Чаще всего они заказывались для домовых церквей, давая во многом не традиционные иконографические решения.
Публикуемые иконы (ДРЖ-239, ДРЖ-240), являющиеся створками не дошедшего до наших дней складня, – один из ярких образцов художественного направления, получившего в литературе наименование "строгановской школы иконописи". Мелочное, доведенное до каллиграфии письмо, изящные пропорции фигур, изысканная колористическая гамма, сочетающиеся с усложненным иконографическим замыслом, – характерные черты искусства, развивавшегося под покровительством именитых людей Строгановых.
Положенная в основу замысла складня идея личного спасения обусловила состав включенных в серию композиций и своеобразие их иконографического решения. Объединение в ней иллюстраций к песнопениям, исполняемым в разные моменты богослужения, создавало зримый образ непрерывно длящегося литургического действа, соучастие в котором становилось для верующего залогом обретения Царствия Небесного. Идея Божественного Воплощения и Искупительной Жертвы Христа, отраженная в тексте песнопения "Единородный Сыне", получала развитие в композиции "О тебе радуется ..." (о сюжете см. ДРЖ-2137). Намеренно выделенные на центральной оси иконы изображения Богоматери с младенцем Христом, Иоанна Предтечи с жертвенной чашей и безвинно пострадавших младенцев раскрывали темы воплощения и жертвы, причастниками которой выступали святые, сгруппированные по сторонам композиции.Источником иконографического решения служило чинопоследование Литургии Василия Великого, соединяющее тайную молитву священника за святых причастников и усопших (особенно за Иоанна Предтечу) и песнопение "О тебе радуется ..."
Впитавшая поэтическую образность строф песнопения, воспевающих Богоматерь как "освященную церковь" и "словесный рай", иллюстрация к гимну переросла в символическое изображение Небесной Литургии, стала зримым образом Небесного Иерусалима – места спасения всех праведников. Наиболее последовательно эта идея раскрыта в верхней части композиции, где место храма занимает архитектурное сооружение, напоминающее об окруженном высокой стеной с 12-ю вратами Небесном Граде (Отк. 21: 12), а по сторонам его нарочито выделены изображения музицирующего Царя Давида и Благоразумного Разбойника, являющихся, согласно эсхатологическим сочинениям, непременными обитателями Рая. Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 128.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Из коллекций академика Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 184. Кат. 412; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 75. Кат. 60; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 128. N 71; Сычев Н. П. Выставка произведений искусства "строгановской школы". Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1923. NN 67, 69