Богоматерь Казанская
Москва. Первая треть ХVII века (до 1638)
- Чеканный с канфарением серебряный позолоченный оклад на полях и венчике, фон оклада и три накладки с надписями на полях серебряные гравированные, с чернью, дерево, ткань, темпера. 28,7 × 24,2 × 2,5
- ДРЖ-2454
- Происходит из женского Покровского монастыря в Суздале
-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Брягин Н.И. (1914)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Принадлежит к числу ранних уменьшенных копий с чудотворной казанской святыни, обретенной в 1579 году (подробнее историю иконы см. в конце аннотации*). Возможно, образцом для нее послужила икона Казанской Богоматери, участвовавшая в событиях 1612 года, когда русские войска под руководством Дмитрия Пожарского победили в битве с польскими интервентами и освободили Москву от неприятеля. После победы икона была помещена в церковь, специально для нее построенную на Красной площади. Для князя Ивана Ивановича Шуйского, в течение многих лет связанного с Москвой и игравшего значительную роль в политической жизни города, обращение к образу Богоматери Казанской — новой московской святыне — было вполне естественно. Его жена, Марфа Васильевна, была похоронена в Покровском монастыре в Суздале. Икона посвящена ее памяти. Икона выполнена мастером, который стремился к сохранению классических живописных приемов. Ее отличает четкий рисунок, сдержанный колорит, построенный на сочетании приглушенных красок с мерцанием золота ассистов на хитоне Христа и оплечье одежды Богоматери. Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 231.
Показать полный текстОбраз, представленный на иконе, лишен характерной для типа Одигитрии строгой репрезентативности. Голова Богоматери мягко склонена к младенцу. Лик с каллиграфически выписанными чертами скорее напоминает выражением лики Владимирской на иконах Прокопия Чирина и близких ему мастеров. Охрение светлое, золотистое, с легкой подрумянкой на щеках. С ним мягко сочетаются светло-зеленые чепец и хитон, обрамленные узкой каймой золотого ассиста. Ассист на одежде Христа исполнен тонкими, графически четкими линиями.
Икону отличают отточенный рисунок, выверенные приемы миниатюрного письма, роднящие произведение с работами царских миниатюристов конца ХVI — начала ХVII века.
Не менее замечателен чеканный оклад на полях и нимбе с орнаментом в виде тонких блестящих ветвей с листьями и цветами, кругообразно вьющимися по матовому канфаренному фону. По рисунку и технике он напоминает работы мастеров царских мастерских Московского Кремля, в частности чеканный орнамент фонов на мерных иконах царевичей Ивана Михайловича 1633 года и Василия Михайловича 1639 года (Музеи Московского Кремля). Фон иконы оформлен подобно фону образа «Богоматерь Казанская» (Музеи Московского Кремля), выполненного мастером круга Назария Истомина Савина и происходящего из Архангельского собора Московского Кремля.
На обороте шелковая ткань с надписью: «Образ Пр(е)ч(и)стые Б(огоро)д(и)цы Казанские м(о)ление боярина княз(я) Ивана Ивановича Шюисково поставлен по ево бл(а)говернои кнеигине Марфе Василевъны».
Реставрирована в РМ в 1914 Н. И. Брягиным.
Т. Б. Вилинбахова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 19.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
* Знаменитый мстёрский «старинщик» Иван Брягин написал икону, точно следуя традиционной иконографии чудотворного «Казанского» образа. Иконописец выполнял заказ академика Н. П. Кондакова, который в 1900-х гг. несколько раз посетил «суздальские иконописные села» — Мстёру, Палех и Холуй — и собрал коллекцию икон, позже подаренную Русскому музею.
Первоначальная чудотворная икона, повторенная потом в тысячах списков, была обретена в Казани в 1579 г., вскоре после завоевания ее войсками Ивана Грозного. Чудотворный образ открыла в пепле пожарища, по велению явившейся ей во сне Богоматери, девятилетняя отроковица Матрона со своей матерью. Вскоре от иконы последовали чудесные исцеления; на месте обретения иконы был основан женский монастырь. День обретения образа — 8 июля — стал днем празднования «Казанскому» образу Богоматери. Второй день празднования был установлен при царе Алексее Михайловиче, в память сражений за Китай-город 22 октября 1612 г. Благодаря заступничеству «Казанской» иконы войскам Дмитрия Пожарского и москвичам удалось одержать решительную победу над польскими отрядами, засевшими в Кремле, что предрешило их сдачу и полное освобождение Москвы.
С течением времени возникли разные мнения о том, где в действительности находился образ, обретенный в Казани в 1579 г. Предполагалось, что он по-прежнему находился в соборном храме Казанского монастыря и пропал бесследно в 1904 г. Образ, бывший при русских полках в 1612 г., гораздо меньшего размера, также почитался чудотворным и был поставлен в церковь Казанской Богоматери на Красной площади в Москве, которая была построена по обещанию самого князя Пожарского. Наконец, полагали за истинный чудотворный образ икону, перенесенную из Москвы в Петербург в начале XVIII в. и первоначально находившуюся в храме Рождества Богородицы на Петербургской стороне или в часовне той же церкви, расположенной близ Троицкой пристани, в самом средоточии строящегося города. По обветшании Рождественской церкви ее иконы и утварь некоторое время хранились в Троицком соборе, откуда чудотворная икона была перенесена в 1737 г. в новый храм Рождества Богоматери на Невской перспективе, который вскоре после освящения стал именоваться придворным Казанским собором. В начале XIX в. на этом месте развернулось грандиозное строительство Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина.
Казанская икона была почитаема жителями Петербурга так же, как и чудотворный образ «Всех скорбящих радость» — другая московская святыня, перенесенная в новую столицу почти одновременно с ней. При отбытии М. И. Кутузова в действующую армию в 1812 г. икона «Богоматери Казанской» была вознесена над головою полководца во время молебна о даровании победы над врагом.
Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 233.