Богоматерь Казанская
Москва. Первая треть ХVII века (до 1638)
- Чеканный с канфарением серебряный позолоченный оклад на полях и венчике, фон оклада и три накладки с надписями на полях серебряные гравированные, с чернью, дерево, ткань, темпера. 28,7 × 24,2 × 2,5
- ДРЖ-2454
- Происходит из женского Покровского монастыря в Суздале
-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Брягин Н.И. (1914)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Принадлежит к числу ранних уменьшенных копий с чудотворной казанской святыни, обретенной в 1579 году (подробнее историю иконы см. в конце аннотации*). Возможно, образцом для нее послужила икона Казанской Богоматери, участвовавшая в событиях 1612 года, когда русские войска под руководством Дмитрия Пожарского победили в битве с польскими интервентами и освободили Москву от неприятеля. После победы икона была помещена в церковь, специально для нее построенную на Красной площади. Для князя Ивана Ивановича Шуйского, в течение многих лет связанного с Москвой и игравшего значительную роль в политической жизни города, обращение к образу Богоматери Казанской — новой московской святыне — было вполне естественно. Его жена, Марфа Васильевна, была похоронена в Покровском монастыре в Суздале. Икона посвящена ее памяти. Икона выполнена мастером, который стремился к сохранению классических живописных приемов. Ее отличает четкий рисунок, сдержанный колорит, построенный на сочетании приглушенных красок с мерцанием золота ассистов на хитоне Христа и оплечье одежды Богоматери. Татьяна Вилинбахова. «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 231.
Образ, представленный на иконе, лишен характерной для типа Одигитрии строгой репрезентативности. Голова Богоматери мягко склонена к младенцу. Лик с каллиграфически выписанными чертами скорее напоминает выражением лики Владимирской на иконах Прокопия Чирина и близких ему мастеров. Охрение светлое, золотистое, с легкой подрумянкой на щеках. С ним мягко сочетаются светло-зеленые чепец и хитон, обрамленные узкой каймой золотого ассиста. Ассист на одежде Христа исполнен тонкими, графически четкими линиями. Татьяна Вилинбахова. Осень русского Средневековья. СПб,. 2018. С. 19.
Показать полный текстИкону отличают отточенный рисунок, выверенные приемы миниатюрного письма, роднящие произведение с работами царских миниатюристов конца ХVI — начала ХVII века.
Не менее замечателен чеканный оклад на полях и нимбе с орнаментом в виде тонких блестящих ветвей с листьями и цветами, кругообразно вьющимися по матовому канфаренному фону. По рисунку и технике он напоминает работы мастеров царских мастерских Московского Кремля, в частности чеканный орнамент фонов на мерных иконах царевичей Ивана Михайловича 1633 года и Василия Михайловича 1639 года (Музеи Московского Кремля). Фон иконы оформлен подобно фону образа «Богоматерь Казанская» (Музеи Московского Кремля), выполненного мастером круга Назария Истомина Савина и происходящего из Архангельского собора Московского Кремля.
На обороте шелковая ткань с надписью: «Образ Пр(е)ч(и)стые Б(огоро)д(и)цы Казанские м(о)ление боярина княз(я) Ивана Ивановича Шюисково поставлен по ево бл(а)говернои кнеигине Марфе Василевъны».
Реставрирована в РМ в 1914 Н. И. Брягиным.
Татьяна Вилинбахова. Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 19.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
* Знаменитый мстёрский «старинщик» Иван Брягин написал икону, точно следуя традиционной иконографии чудотворного «Казанского» образа. Иконописец выполнял заказ академика Н. П. Кондакова, который в 1900-х гг. несколько раз посетил «суздальские иконописные села» — Мстёру, Палех и Холуй — и собрал коллекцию икон, позже подаренную Русскому музею.
Первоначальная чудотворная икона, повторенная потом в тысячах списков, была обретена в Казани в 1579 г., вскоре после завоевания ее войсками Ивана Грозного. Чудотворный образ открыла в пепле пожарища, по велению явившейся ей во сне Богоматери, девятилетняя отроковица Матрона со своей матерью. Вскоре от иконы последовали чудесные исцеления; на месте обретения иконы был основан женский монастырь. День обретения образа — 8 июля — стал днем празднования «Казанскому» образу Богоматери. Второй день празднования был установлен при царе Алексее Михайловиче, в память сражений за Китай-город 22 октября 1612 г. Благодаря заступничеству «Казанской» иконы войскам Дмитрия Пожарского и москвичам удалось одержать решительную победу над польскими отрядами, засевшими в Кремле, что предрешило их сдачу и полное освобождение Москвы.
С течением времени возникли разные мнения о том, где в действительности находился образ, обретенный в Казани в 1579 г. Предполагалось, что он по-прежнему находился в соборном храме Казанского монастыря и пропал бесследно в 1904 г. Образ, бывший при русских полках в 1612 г., гораздо меньшего размера, также почитался чудотворным и был поставлен в церковь Казанской Богоматери на Красной площади в Москве, которая была построена по обещанию самого князя Пожарского. Наконец, полагали за истинный чудотворный образ икону, перенесенную из Москвы в Петербург в начале XVIII в. и первоначально находившуюся в храме Рождества Богородицы на Петербургской стороне или в часовне той же церкви, расположенной близ Троицкой пристани, в самом средоточии строящегося города. По обветшании Рождественской церкви ее иконы и утварь некоторое время хранились в Троицком соборе, откуда чудотворная икона была перенесена в 1737 г. в новый храм Рождества Богоматери на Невской перспективе, который вскоре после освящения стал именоваться придворным Казанским собором. В начале XIX в. на этом месте развернулось грандиозное строительство Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина.
Казанская икона была почитаема жителями Петербурга так же, как и чудотворный образ «Всех скорбящих радость» — другая московская святыня, перенесенная в новую столицу почти одновременно с ней. При отбытии М. И. Кутузова в действующую армию в 1812 г. икона «Богоматери Казанской» была вознесена над головою полководца во время молебна о даровании победы над врагом.
Ирина Сосновцева. «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 233.