Коллекция онлайн

Богоматерь Казанская

Москва. Первая треть ХVII века (до 1638)


Принадлежит к числу ранних уменьшенных копий с чудотворной казанской святыни, обретенной в 1579 году. Возможно, образцом для нее послужила икона Казанской Богоматери, участвовавшая в событиях 1612 года, когда русские войска под руководством Дмитрия Пожарского победили в битве с польскими интервентами и освободили Москву от неприятеля. После победы икона была помещена в церковь, специально для нее построенную на Красной площади. Для князя Ивана Ивановича Шуйского, в течение многих лет связанного с Москвой и игравшего значительную роль в политической жизни города, обращение к образу Богоматери Казанской — новой московской святыне — было вполне естественно. Его жена, Марфа Васильевна, была похоронена в Покровском монастыре в Суздале. Икона посвящена ее памяти. Икона выполнена мастером, который стремился к сохранению классических живописных приемов. Ее отличает четкий рисунок, сдержанный колорит, построенный на сочетании приглушенных красок с мерцанием золота ассистов на хитоне Христа и оплечье одежды Богоматери. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 60.

Образ, представленный на иконе, лишен характерной для типа Одигитрии строгой репрезентативности. Голова Богоматери мягко склонена к младенцу. Лик с каллиграфически выписанными чертами скорее напоминает выражением лики Владимирской на иконах Прокопия Чирина и близких ему мастеров. Охрение светлое, золотистое, с легкой подрумянкой на щеках. С ним мягко сочетаются светло-зеленые чепец и хитон, обрамленные узкой каймой золотого ассиста. Ассист на одежде Христа исполнен тонкими, графически четкими линиями.

Икону отличают отточенный рисунок, выверенные приемы миниатюрного письма, роднящие произведение с работами царских миниатюристов конца ХVI — начала ХVII века.

Не менее замечателен чеканный оклад на полях и нимбе с орнаментом в виде тонких блестящих ветвей с листьями и цветами, кругообразно вьющимися по матовому канфаренному фону. По рисунку и технике он напоминает работы мастеров царских мастерских Московского Кремля, в частности чеканный орнамент фонов на мерных иконах царевичей Ивана Михайловича 1633 года и Василия Михайловича 1639 года (Музеи Московского Кремля). Фон иконы оформлен подобно фону образа «Богоматерь Казанская» (Музеи Московского Кремля), выполненного мастером круга Назария Истомина Савина и происходящего из Архангельского собора Московского Кремля.

На обороте шелковая ткань с надписью: «Образ Пр(е)ч(и)стые Б(огоро)д(и)цы Казанские м(о)ление боярина княз(я) Ивана Ивановича Шюисково поставлен по ево бл(а)говернои кнеигине Марфе Василевъны».

Реставрирована в РМ в 1914 Н. И. Брягиным.

Т. Б. Вилинбахова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: