Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.
Новгород. Первая половина XV века
- Четырехчастная икона: Три липовые доски, две односторонние шпонки, ковчег, яичная темпера.. 103 х 76,7 х 1,8
- ДРЖ-2775
Поступила после Выставки памятников древнерусской живописи, организованной Наркомпросом РСФСР в Германии, Англии и Америке в 1929— 1932 годах- Икона происходит из Георгиевской церкви в Новгороде
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Четырехчастная икона была создана в период наивысшего расцвета новгородской иконописи. Точность композиционных решений, смысловая значимость каждого жеста, активность звучных цветовых сочетаний в соединении с высокой одухотворенностью каждого образа позволяют считать икону одним из классических памятников иконописания Великого Новгорода. Символическая соотнесенность четырех композиций многозначна и порождает разные прочтения программы произведения. Само по себе объединение в одной иконе четырех таких изображений весьма необычно. Давно уже была высказана мысль, что все четыре образа объединяются идеей Логоса, Его явления и воплощения. Своеобразным ключом к общему построению четырехчастной иконы становится в этом случае изображение Иоанна и его ученика, который пишет на свитке начальные слова четвертого Евангелия: «И Слово было Бог». При этом и каждая из сцен связана с тремя другими собственными смысловыми и композиционными «узами». Так, воскрешение Лазаря — прообраз общего Воскресения — описано только в благовествовании от Иоанна. Одинаковые изображения жертвенных чаш на красном престоле в «Сретении» и белом покрове стола в сцене явления трех ангелов Аврааму и Сарре создают особое смысловое напряжение между этими двумя композициями. Мотив евангельской жертвы возникает и в «Воскрешении Лазаря» в жесте покрытых алым мафорием рук Марии. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 157.
Показать полный текстСложная композиция иконы построена на сочетании четырех самостоятельных и в то же время связанных друг с другом сцен.
В «Воскрешении Лазаря» представлено известное чудо Христа, о котором рассказывается в Евангелии. «Троица Ветхозаветная» — традиционное изображение одного из наиболее крупных праздников христианской церкви, символ триединства божества, выраженный в образе трех странников, посетивших Авраама и Сарру.
В «Сретении» изображается сцена встречи впервые принесенного в храм младенца Христа с предсказавшим его предназначение Симеоном Богоприимцем. Иоанн Богослов — один из евангелистов — показан в момент божественного озарения, диктующим слова Нового завета Прохору. Произведению свойственно удивительное, сказывающееся во всем чувство меры. Оно дает себя знать и в мажорном звучании как бы светоизлучающих красок, и в смелом динамическом построении композиции, и в законченности и виртуозности рисунка. Все композиции решены в собственном ключе. При этом присущее каждой из них противопоставление многих отдельных элементов сочетается с гармоничностью целого.
«Воскрешение Лазаря» полно движения. Здесь все построено на контрастах, усиливающих эмоциональность воздействия. Резкость диссонирующих ритмов, в частности как бы взметнувшихся навстречу друг другу горных вершин, оттеняется отчетливым сопоставлением основных цветовых масс: оранжево-теплой и зеленовато-холодной; при этом особенно выразительно звучит киноварный плащ припавшей к ногам Христа сестры Лазаря — Марии. Христос помещен среди своих учеников и почти ничем не выделен, только тревожный ритм складок его одежд подчеркивает значение этого образа.
Композиция «Троицы» более уравновешена. Но и в ней чувствуется противопоставление диагональных линий и округлых форм выделенного размером среднего ангела. В «Сретении» необычайно активны абрисы фигур и групп, усилены паузы между ними.
Сцена «Иоанн Богослов и Прохор» поражает монументальностью форм, предельным лаконизмом, неожиданной динамикой горных вершин. Колорит иконы построен на желтой охре, киновари, коричневом бакане, многообразных оттенках зелени, черной кости и золоте (фон, золотая ассистка узоров). Все особенности произведения, в частности, ярко выраженные архитектоничность и цветовая гармония, характерны для новгородской иконописи XV века, когда она достигла своего самого высокого расцвета. Икона раскрыта в 1919 году в Новгороде.