Коллекция Государственного Русского музея

Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.

Новгород. Первая половина XV века

  • Четырехчастная икона: Три липовые доски, две односторонние шпонки, ковчег, яичная темпера. 103 х 76,7 х 1,8
  • ДРЖ-2775

  • Поступила после Выставки памятников древнерусской живописи, организованной Наркомпросом РСФСР в Германии, Англии и Америке в 1929— 1932 годах

  • Икона происходит из Георгиевской церкви в Новгороде

Сложная композиция иконы построена на сочетании четырех самостоятельных и в то же время связанных друг с другом сцен.

В «Воскрешении Лазаря» представлено известное чудо Христа, о котором рассказывается в Евангелии. «Троица Ветхозаветная» — традиционное изображение одного из наиболее крупных праздников христианской церкви, символ триединства божества, выраженный в образе трех странников, посетивших Авраама и Сарру.

В «Сретении» изображается сцена встречи впервые принесенного в храм младенца Христа с предсказавшим его предназначение Симеоном Богоприимцем. Иоанн Богослов — один из евангелистов — показан в момент божественного озарения, диктующим слова Нового завета Прохору. Произведению свойственно удивительное, сказывающееся во всем чувство меры. Оно дает себя знать и в мажорном звучании как бы светоизлучающих красок, и в смелом динамическом  построении  композиции, и в законченности и виртуозности рисунка. Все композиции решены в собственном ключе. При этом присущее каждой из них противопоставление многих отдельных элементов сочетается с гармоничностью целого.

«Воскрешение Лазаря» полно движения. Здесь все построено на контрастах, усиливающих эмоциональность воздействия. Резкость диссонирующих ритмов, в частности как бы взметнувшихся навстречу друг другу горных вершин, оттеняется отчетливым сопоставлением основных цветовых масс: оранжево-теплой и зеленовато-холодной; при этом особенно выразительно звучит киноварный плащ припавшей к ногам Христа сестры Лазаря — Марии. Христос помещен среди своих учеников и почти ничем не выделен, только тревожный ритм складок его одежд подчеркивает значение этого образа.

Композиция «Троицы» более уравновешена. Но и в ней чувствуется противопоставление диагональных линий и округлых форм выделенного размером среднего ангела. В «Сретении» необычайно активны абрисы фигур и групп, усилены паузы между ними.

Сцена «Иоанн Богослов и Прохор» поражает монументальностью форм, предельным лаконизмом, неожиданной динамикой горных вершин. Колорит иконы построен на желтой охре, киновари, коричневом бакане, многообразных оттенках зелени, черной кости и золоте (фон, золотая ассистка узоров). Все особенности произведения, в частности, ярко выраженные архитектоничность и цветовая гармония, характерны для новгородской иконописи XV века, когда она достигла своего самого высокого расцвета. Икона раскрыта в 1919 году в Новгороде.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: