Коллекция онлайн

Святой Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах

Начало XIV века

  • Дерево, паволока паволока, левкас, темпера. 107,5 × 75 × 2,6
  • ДРЖ-3032

  • Пост. в 1966 из с. Озерево во время экспедиции Русского Музея Новгород.

  • Происходит из Никольской церкви в селе Озерово Ленинградской области.
  • Сведения о реставрации:

    Реставрация.: Ярыгина И.В. (1966–1969)

Святой Николай епископ Мирликийский относится к числу наиболее почитаемых на Руси святых. Его многочисленные житийные образы сохранились в новгородском искусстве, начиная с XIV столетия. Изображение святого в среднике иконы из Озерева относится к древнему иконографическому типу, получившему в XVI в. наименование «Никола Зарайский». По сторонам от фигуры святителя представлены братья-врачи Козьма и Дамиан, прославившиеся безвозмездным лечением многих болезней. Их считали также покровителями кузнецов и ювелиров. Культ святых врачей, как и культ святителя Николая, был широко распространен на Севере. Изображение Николы, Козьмы и Дамиана в среднике иконы может отражать посвящение престолов храма, для которого она была написана. Возможно также, что святые были соименниками членов семьи заказчика образа. Икона из Озерева входит в группу старейших среди сохранившихся икон с житийным циклом Николая Чудотворца. В 16 клеймах представлены композиции рождества, детства, поставления Николы в церковную иерархию и многочисленные чудеса святого. Развернутый состав клейм свидетельствует о сложившейся традиции иконописного изображения жития Николы, известного на Руси по письменным источникам с конца XI века.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Икона из церкви с погоста Озерево принадлежит к числу многочисленных изображений мирликийского епископа и чудотворца Николая, культ которого на Руси утвердился с принятием христианства. Очень быстро Никола превратился в наиболее чтимого русскими святого — предстателя перед Богом за род человеческий, помощника в бедах, хранителя путешествующих, быстрого заступника при любой несправедливости. Древнейшие иконы, на которых, помимо образа святителя, изображены события его жития, известны с XIV в., в их число входит и публикуемое произведение. В среднике иконы на уровне головы Николы помещены полуфигуры Христа и Богоматери — это изображение Никейского чуда. Согласно житию святого, во время Вселенского собора в Никее (325 г.) Никола, не стерпев оскорблений, возводившихся Арием на Христа, дал еретику пощечину. Присутствовавшие на соборе император и епископы были возмущены поступком Николы, лишили его епископского звания и заточили в тюрьму. Но ночью к Николе явился сам Христос, сопровождаемый Богоматерью, который подтвердил его святительское достоинство. Христос — глава и Великий Архиерей Небесной и Земной Церкви, вручил Николе Евангелие. Богоматерь, являя собой образ Новозаветной церкви, возложила на святого омофор, символизирующий готовность епископа принять на себя заботы о пастве и следовать крестным путем Христа. Тем самым, Никола, явившийся по своему архиерейскому положению хранителем апостольского предания, стал подобен ученикам Христа, будучи призван и благословлен самим Учителем. На озеревской иконе Евангелие в руках Христа и омофор в руках Богоматери соприкасаются с нимбом Николы, непосредственно выражая идею божественной интронизации святого. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 176.

Литература, публикации: Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л.Д. Лихачевой. Выпуск XXI. СПб: Palace Editions. 2012. С. 177.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: