Богоматерь Всех скорбящих радость в часовне близ Стеклянного завода
Конец XIX– начало XX века
- Дерево, левкас, темпера смешанная техника (темпера, масло), цировка на полях. 53,3 х 44 х 2,8
- ДРЖ Б-1102
Пост.: 1991
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Огромным почитанием в Петербурге пользовался чудотворный образ Богоматери "Всех скорбящих радость", принесенный из Москвы в 1711 г. В домах и храмах северной столицы хранились и многочисленные списки с него, по иконографии иногда существенно отличающиеся от московской иконы. На окраине Петербурга при Императорском стекольном заводе в бедной деревянной часовне также находилась подобная икона, исполненная, по свидетельству очевидцев, не слишком искусным художником и имевшая упрощенную композицию: небольшое количество страждущих, изображенных по сторонам Богоматери, только две надписи на белых свитках, именующие Богоматерь "нагим одеяние" и "больным исцеление"; кроме того, Богоматерь была изображена в белом плате на голове и плечах, без младенца Христа и не имела знаков своего царственного величия – короны и скипетра. Вверху в облаках вместо полуфигуры Саваофа, как на московском образе, был изображен Иисус Христос с Евангелием в левой руке.
Во время грозы необычайной силы, разразившейся над городом 23 июля 1888 г., часовня загорелась от молнии, ударившей в ее крышу и разбившей кружку с бедными пожертвованиями, стоявшую перед образом "Всех скорбящих". Двенадцать полушек прикипели к поверхности иконы (одна монетка потом отпала). Вскоре от иконы стали совершаться исцеления верующих, и к некогда совершенно не известной часовне устремились богомольцы. Грошики, прикипевшие к иконе, воспринимались как своего рода укор за скудные подношения, и в короткое время было собрано достаточно средств, чтобы поставить новую часовню на прежнем месте и выстроить обширную каменную церковь (архитекторы А.И.фон Гоген, А. В. Иванов, освящена в 1898, разрушена в 1932).
В первом же описании "чуда у Стеклянного завода" отмечалось, что икона Богоматери была "суздальского письма". Сразу же после событий 1888 г. суздальские (владимирские) иконописные села, особенно Палех и Холуй, принялись писать дешевые небольшие иконы "Богоматерь Всех скорбящих радость" "с грошиками" поистине в огромных количествах и отправлять их в Петербург, где всякий житель стремился иметь список новоявленной чудотворной святыни. По-видимому, икона Русского музея, написанная "в меру и подобие" прославившемуся в Петербурге образу, также исполнена в Холуе или холуйским художником в столице. Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 238.