Собор Богоматери
Мастерская А. Т. Михайлова. Москва. 1901
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Иконописная композиция, получившая в поздней русской традиции наименование "Собор Богоматери", основана на тексте Рождественской стихиры – благодарственного песнопения, исполняемого на вечерней службе праздника Рождества Христова: "Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь и Деву". Навеянные ее строками образы объединены на иконе для воздаяния благодарности и принесения даров Христу всем видимым и невидимым миром. Зарождение композиции можно отнести к XI–XII вв., поскольку она входила в состав расширенной схемы изображения "Рождества Христова".
"Соборы" – праздники, объединяющие верующих для прославления и выражения благодарности. Праздник Собора Богоматери, отмечаемый на следующий день после Рождества Христова – 26 декабря/8 января, установлен не позднее IV столетия. В древних месяцесловах он называется "Родильные дары". Позднее же наименование – "Собор Богоматери" – объясняется тем, что "Матерь и Дева" является лучшим и совершеннейшим даром рода человеческого Богу. Нина Турцова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 124.
Совмещение нескольких сюжетов на одной иконе характерно для поздней живописи. На данной иконе, кроме "Рождества" и "Похвалы", изображено "Благовещение". Ее композиционная схема своеобразна. В верхней части помещено "Благовещение", соединенное с традиционным изображением "Богоматери на престоле". Престол окружен двойной мандорлой Божественного сияния. На груди Богоматери в медальоне – символическое изображение Спасителя в виде Агнца – редкий иконографический извод, в основе которого ветхозаветный прообразовательный текст: "Радуйся, юнице, Юнца родшая непорочнаго: агнице родшая Агнца, вземляющего мира всего прегрешения". Слева – из высокой башни стремительно выходит Архангел Гавриил, направляясь к Деве Марии. Справа – изображение Девы Марии с прялкой. Сюжеты из "Рождества Христова" помещены на одной диагонали: ангел, благовествующий пастухам, и путешествие волхвов.
В нижней части иконы представлена "Похвала Богоматери" в редкой иконографической редакции. Из такой же башни, как и в верхнем ярусе, вылетают ангелы и раздают апостолам и святым евхаристический хлеб. В руках у святых свитки с хвалебными песнями во славу Царицы Небесной: "Радуйся, Невесто Неневестная..." Ниже – Ад с поверженными бесами и пещеры с мучениками в них: "Радуйся, Ея же ради обновися ад", "Радуйся, дворе словесных овец".
Удивительно тонко и лирично написан на иконе пейзаж. Отдельно стоящие, фантастические деревца, сопровождающие спешащих волхвов, проработаны золотом, передающим свет вифлеемской звезды. Тогда как внизу иконы подобные деревца имеют только зеленый, естественный цвет кроны. В цветовой гамме преобладают теплые, розово-охряные краски и все оттенки зеленого, символизирующего связь земного мира с небесным. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 141.