Коллекция онлайн

Собор Архангелов и Ангелов

1816


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

При поступлении на реставрацию по всем краям иконы были отслоения красочного слоя, а также мелкие утраты и выкрошки грунта с красочным слоем. Изображение находилось под  неравномерным слоем потемневшей сгрибленной олифы, значительно искажающей общий колорит живописи. Олифа была неоднородна, в более толстых слоях в процессе высыхания образовались высокие сгрибленности с разрывами покровной пленки. Наиболее поврежденные участки наблюдались в верхней части иконы, особенно на нимбах. В живописи при золочении использовался  “двойник”. На некоторых  фрагментах с потертостями и утратами верхних слоев видны участки с потемневшим серебром.

Вся поверхность живописи находилась под слоем сильных поверхностных загрязнений.

Комплекс проведенных мероприятий:

В результате микрохимических исследований обнаружено, что покровный слой представляет собой потемневший масляный лак, в состав которого входит большое количество спирторастворимой смолы (канифоли). Перед раскрытием было выполнено необходимое укрепление грунта и красочного слоя клеевым раствором, после чего проведено утоньшение и выравнивание олифного слоя по всей иконе небольшими участками. Содержание в олифе значительного количества канифоли придало сильную хрупкость покровной пленке. Кроме того, на фрагментах с широкими разрывами покровной пленки красочный слой находится непосредственно под загрязнениями, поэтому раскрытие выполнялось в два этапа.  Сначала осторожно удалялись стойкие поверхностные загрязнения, использовалась бычья желчь. Затем олифный слой утоньшался при помощи расточки с мелкой наждачной бумагой и микроскальпеля всухую, без применения растворителей. После раскрытия икона была покрыта реставрационным лаком, утраты красочного слоя затонированы.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 58.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: