Собор Архистратига Михаила / Собор Архангелов и Ангелов
1816
- Дерево, левкас, темпера. 90,0 х 67,0 х 3,0
- ДРЖ Б-456
Пост. в 1897 г. из МАХ- Происходит из поповской часовни города Хвалынска
-
Сведения о реставрации:
Халбаева И.В. (2008)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — праздник православной церкви в честь почитаемых небесных бесплотных сил во главе с архангелом Михаилом. Установлен в начале IV века. Празднование совершается 8 (21) ноября. Подробнее о празднике
Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. 19 сентября - Воспоминание чуда, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах). 21 ноября - Собор Архистратига Михаила.
Состояние сохранности до реставрации:
При поступлении на реставрацию по всем краям иконы были отслоения красочного слоя, а также мелкие утраты и выкрошки грунта с красочным слоем. Изображение находилось под неравномерным слоем потемневшей сгрибленной олифы, значительно искажающей общий колорит живописи. Олифа была неоднородна, в более толстых слоях в процессе высыхания образовались высокие сгрибленности с разрывами покровной пленки. Наиболее поврежденные участки наблюдались в верхней части иконы, особенно на нимбах. В живописи при золочении использовался “двойник”. На некоторых фрагментах с потертостями и утратами верхних слоев видны участки с потемневшим серебром.
Вся поверхность живописи находилась под слоем сильных поверхностных загрязнений.
Комплекс проведенных мероприятий:
В результате микрохимических исследований обнаружено, что покровный слой представляет собой потемневший масляный лак, в состав которого входит большое количество спирторастворимой смолы (канифоли). Перед раскрытием было выполнено необходимое укрепление грунта и красочного слоя клеевым раствором, после чего проведено утоньшение и выравнивание олифного слоя по всей иконе небольшими участками. Содержание в олифе значительного количества канифоли придало сильную хрупкость покровной пленке. Кроме того, на фрагментах с широкими разрывами покровной пленки красочный слой находится непосредственно под загрязнениями, поэтому раскрытие выполнялось в два этапа. Сначала осторожно удалялись стойкие поверхностные загрязнения, использовалась бычья желчь. Затем олифный слой утоньшался при помощи расточки с мелкой наждачной бумагой и микроскальпеля всухую, без применения растворителей. После раскрытия икона была покрыта реставрационным лаком, утраты красочного слоя затонированы.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 58.