Музей изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск)

1877, Петрозаводск – 1946

Мамлакат Нахангова – юная стахановка хлопковых полей

Эскиз. 1937-1940


Конец 1920-х – 1930-е годы — время творческого расцвета скульптора. В этот период ее называли монументалистом-лириком, так как в каждый свой масштабный скульптурный портрет, статую она стремилась вдохнуть «теплую струнку теплого человека…».

Характерной в этом отношении является одна из лучших, широко известных работ Марины Давыдовны – «Юная стахановка хлопковых полей» («Мамлакат Нахангова»). Эта монументальная композиция, выполненная в 1937 году в цементе для выставки «Индустрия социализма », в 1940 году была переведена автором в гранит, и в том же году приобретена Государственной Третьяковской галереей.

Фигурка девочки-таджички в национальном костюме торжественна и величава. На раскрытых ладонях она несет хлопок – дар Таджикистана. Движение ее медленно, плавно; оно прекрасно передано в линиях рук, слегка откинувшегося корпуса, замедленном шаге и даже в ритмах линий восточной одежды. В эту монументальную скульптуру Рындзюнская внесла лирическое начало, юная таджичка улыбается нежно и застенчиво.

Сегодня, глядя на величавую фигуру девушки в национальном костюме, трудно представить, что эта работа – итог более чем тридцатилетних творческих поисков, о которых сама скульптор писала так: «Стараюсь и хотела бы соединить всё любимое, вдохнув в монументальность Египта теплую струнку теплого человека, с его темпераментом, бурностью или просто покоем. Пронизать этим с макушки до пяток – всего, всего…».

В собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранятся два гипсовых эскиза к знаменитой гранитной статуе – подлинному шедевру Марины Рындзюнской. В этих подготовительных работах четко выражена смысловая, пластическая и композиционная завершенность будущего произведения, а также заметно стремление автора привести замысел к ясно читаемой, хорошо выстроенной законченной форме. Сегодня скульптура «Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова» воспринимается символом ушедшей эпохи.

Мамлака́т Акбердыевна Наха́нгова (19242003) – таджикская пионерка, участница стахановского движения в СССР (Таджикская ССР), в возрасте 11 лет отличилась при сборе урожая хлопка; самый юный и первый среди пионеров кавалер высшего ордена СССР –  ордена Ленина (1935 год).

Мамлакат Нахангова участвовала в сборе хлопка в колхозе им. Лахути Шахмансурского сельсовета Сталинабадского района Таджикской ССР. Она стала собирать хлопок двумя руками, принося за день по 70-80 кг, в то время, когда обычный взрослый собирал в среднем 15. Равняясь на Алексея Стаханова, донбасского шахтера, перевыполнившего суточную норму в 14,5 раз и добывшего 102 тонны угля, Мамлакат собрала за день рекордные 102 кг хлопка. Школьница-таджичка перевыполнила норму взрослого человека по сбору хлопка в семь раз!

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1935 года «за трудовой героизм и успехи в поднятии урожайности хлопка», Мамлакат наградили орденом Ленина, и она стала самым юным и первым среди пионеров кавалером этого высшего ордена СССР, получив его из рук Председателя Всероссийского ЦИК Михаила Калинина. Сталин подарил девочке книгу и золотые часы.

Девочка-пионерка из далекого Таджикистана стала известной в одночасье. Фотографии со Сталиным  печатались во всех газетах. Она позировала скульпторам и художникам.

В «Букваре» на титульном листе было напечатано стихотворение: «У таджиков звучны имена, Мамлакат –  это значит страна». О ней слагали стихи и песни, а дети до войны носили расшитые тюбетейки как у Мамлакат.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: