Подросток воспринимался в этой системе координат как недо-взрослый, который в процессе обучения и воспитания приобретает все необходимые для жизни взрослого полезные качества и переходит на следующую ступень развития. Исходя из этого детство пионера, каким оно виделось авторам коммунистической идеологической модели, было занято исключительно «взрослыми» занятиями с поправкой на возраст. Нельзя, наверное, найти такую сферу деятельности советского человека, у которой не было бы параллельного пионерского мира. Если взрослые развивали железнодорожное сообщение, то пионер также должен был осваивать управление паровозом: отличника учебы награждали значком «Юный железнодорожник» с изображением локомотива «Иосиф Сталин». Павел Бельский. «Блестит на курточке значок». Тема детства в советском массовом рельефе миниатюрных форм // Дети Страны Советов. СПб, 2017. С. 28.
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: