Коллекция онлайн

Лампада

Москва. 1638

  • Серебро, чеканка, гравировка, золочение. В. — 36,5; дм — 50,5
  • БК-3015

  • Пост. в 1928 из Успенского Тихвинского монастыря через ГМФ

  • Происходит из Большого Успенского Тихвинского монастыря. Вклад Ивана Ивановича Шуйского

Лампада представляет собой один из вариантов церковных напольных светильников. По сохранившимся сведениям последней четверти XIX века, серебряная чаша лампады заполнялась воском, и «в середине его зажигалось несколько светилен». В ГРМ поступили только серебряные чаша и нижняя часть ее основания. Чаша имеет полусферическое гладкое тулово, венец которого опоясан широкой золоченой лентой вкладной надписи, выполненной плотной вязью. Пространный текст, исполненный в технике оброна, является единственным украшением светильника. Особенности надписи дают основание утверждать, что лампада была изготовлена московскими серебряниками. Стройные, поставленные строго вертикально и сильно вытянутые мачты некоторых букв создают ритмичный рисунок, который напоминает геометрический орнамент. Декор лампады изысканно прост. Серебряная часть сохранившегося стояна также имеет сдержанную орнаментацию в виде нескольких гравированных восьмилепестковых розеток и утонченного орнамента плетенки, находящегося на торце.

Из письменных и эпиграфических источников известно, что Иван Иванович Шуйский (ок. 1566–1638), младший брат царя Василия Ивановича Шуйского, был активным вкладчиком во многие городские и монастырские храмы России. Публикуемая лампада была, скорее всего, последним вкладом князя, принявшего незадолго до смерти постриг под именем Ионы. В монастырских приходно-расходных книгах сохранилась запись, которая дает нам сведения о том, что лампада была привезена в монастырь князем Семеном Васильевичем Прозоровским, приходившимся ему племянником, уже после его смерти, в марте 1639 года, для чудотворного образа Пречистой Богородицы.

А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 52.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: