Лампада
Москва. 1638
- Серебро, чеканка, гравировка, золочение. В. — 36,5; дм — 50,5
- БК-3015
Пост. в 1928 из Успенского Тихвинского монастыря через ГМФ- Происходит из Большого Успенского Тихвинского монастыря. Вклад Ивана Ивановича Шуйского
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Лампада представляет собой один из вариантов церковных напольных светильников. По сохранившимся сведениям последней четверти XIX века, серебряная чаша лампады заполнялась воском, и «в середине его зажигалось несколько светилен». В ГРМ поступили только серебряные чаша и нижняя часть ее основания. Чаша имеет полусферическое гладкое тулово, венец которого опоясан широкой золоченой лентой вкладной надписи, выполненной плотной вязью. Пространный текст, исполненный в технике оброна, является единственным украшением светильника. Особенности надписи дают основание утверждать, что лампада была изготовлена московскими серебряниками. Стройные, поставленные строго вертикально и сильно вытянутые мачты некоторых букв создают ритмичный рисунок, который напоминает геометрический орнамент. Декор лампады изысканно прост. Серебряная часть сохранившегося стояна также имеет сдержанную орнаментацию в виде нескольких гравированных восьмилепестковых розеток и утонченного орнамента плетенки, находящегося на торце.
Из письменных и эпиграфических источников известно, что Иван Иванович Шуйский (ок. 1566–1638), младший брат царя Василия Ивановича Шуйского, был активным вкладчиком во многие городские и монастырские храмы России. Публикуемая лампада была, скорее всего, последним вкладом князя, принявшего незадолго до смерти постриг под именем Ионы. В монастырских приходно-расходных книгах сохранилась запись, которая дает нам сведения о том, что лампада была привезена в монастырь князем Семеном Васильевичем Прозоровским, приходившимся ему племянником, уже после его смерти, в марте 1639 года, для чудотворного образа Пречистой Богородицы.
А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 52.