Коллекция онлайн

Паникадило

Москва. 1667


Паникадило в виде ажурного шара, состоящего из двух половин. Шар образован спиральными завитками побегов, листьями, пышными цветами, а также изображениями херувимов. В месте соединения половинок шара положен узкий поясок с резанной на нем вкладной надписью: ЛЕТА 7175 ГОДУ [1667] ПРИЛОЖИЛЪ ВЪ ДОМЪ БЛАГОВЕЩЕНИЮ ПР(ЕСВЯ)ТЫЕ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЫ И МУРОМЪСКИМЪ ЧЮДОТВОРЦЕМЪ БЛ(А)ГОВЕРНОМУ КН(Я)ЗЮ КО(НС)ТЯ(Н)ТИНУ И ЧА(ДЪ) ЕВО МИХА(И)ЛУ И ФЕО(Д)ОРУ СТАРЕЦ ТИХОНЪ.

На пояске укреплены четыре петли для установки четырех литых фигурных рожков. Подсвечники с чашечками привинчены к рожкам. Сквозь паникадильце продет стержень, на котором вверху и внизу укреплены кольца. Верхнее — для подвешивания светильника, нижнее — для прикрепления кисти или иного украшения.

Князь Константин Святославич с чадами Михаилом и Федором — муромские святые, мощи которых найдены в середине XVI в. Мощи находились в муромском Благовещенском монастыре в одной раке. Чтились местно.

Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 341.

В центре тулова на поясе надпись: «Лета 7175 (1667) года приложилъ въ домъ Благовещению Пречистыя Богородицы и Муромским чюдотворцемъ благоверному князю Котятину и чад ево Михаилу и Федору старец Тихон (Цветнои)».

Реставрирован в ГЦХРМ в 1960 и в ГРМ в 2013 А. С. Смирнов, Д. В. Красильников.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Изделия из цветного и черного металла // Русское декоративное искусство. От древнейшего периода до XVIII в. М. 1962. Т. 1. С. 303; Левинсон Н. Р. Подвесные осветительные приборы XVI-XVII вв. (Материалы к истории осветительных приборов в России) // Труды ГИМ. Сборник статей по истории материальной культуры XIV-XIX вв. М. 1941. 13 C. 83-128. С. 108, 109. Ил. 12; Отчет Русского музея императора Александра III за 1912 год. СПб., 1914. С. 21; Пивоварова Н. В. Драгоценная утварь из монастырских ризниц в собрании Русского музея. К вопросу о подлинности и подделках произведений русского средневекового искусства // Seminarium Bulkinianium. СПб. 2012. III C. 202-215. С. 203-204; Пивоварова Н. В. Московские царские мастерские и региональные художественные центры в конце XVI - начале XVIII века. Опыт атрибуции произведений искусства позднего русского средневековья. М.: БуксМарт. 2020. C. 432 с. С. 130; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского  музея. Л. 1985. С. 202-203. Кат. 69. Ил. 70


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: