Коллекция онлайн


Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)

Москва. Золотой приказ Оружейной палаты. 1681


Евангелие московской печати 1676 года в парчовом переплете и золотом окладе. Верхняя крышка орнаментирована крупными чеканными цветами, проработанными резьбой. Фигурные накладки средника и наугольников с изображением «Распятия» и евангелистов — высокой чеканки, с эмалями. Фигура Христа — накладное литье. В гнездах — изумруды, сапфиры-сырцы, сердолик. По обрезу крышки чернью по резьбе: ПОСТРОЕНО СИЕ СВ(Я)ТОЕ ЕУ(АН)Г(Е)ЛИЕ ЗЛАТОЕ ПОВЕЛЕНЕМЪ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА… В СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ АРХИСТРАТИГА Б(О)ЖИЯ МИХАИЛА В ЛЕТО 7189 МАРТА... Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 64.

Памятник входит в группу роскошных лицевых кодексов, сохранившихся и известных по записям в архивной документации, изготавливавшихся по заказам царской семьи, патриарха, знатнейших бояр и монастырей.

Печатное Евангелие 1677 было выбрано для одного из последних вкладов царя Федора Алексеевича. Восемь миниатюр с образами евангелистов и символических существ в виде фронтисписов открывают каждый канонический текст.

Евангелие заключено в золотой оклад, принадлежащий к лучшим произведениям эмальерного дела последней четверти XVII века. Обтянутые малиновой, затканной золотными и шелковыми нитями парчой, доски переплета обиты кованым листовым золотом с растительным узором, нанесенным в технике чеканки и гравировки. Поверх него наложены средник с изображением Распятия и наугольники с образами евангелистов и их символов, заключенные в фигурные обрамления. Все фигуры выполнены в высоком рельефе чеканкой, фигура распятого Христа целиком сделана в технике накладного литья. Лицевые изображения и детали композиций залиты глухой и прозрачной эмалью насыщенных и контрастных тонов. Между средником и наугольниками, в окружении разноцветных камней в высоких кастах, укреплены четыре овальных медальона со сценами Распятия, Снятия со креста, Положения во гроб и Воскресения. Тканое покрытие нижней крышки переплета Евангелия предохраняют пять золотых дробниц — средник и наугольники с фигурными краями, покрытые чеканным цветочным орнаментом.

Орнаментальному декору Евангелия присуще стилистическое единство. Истоки его мотивов и элементов обнаруживаются в образцах середины XVII века, изготовленных мастерами Серебряного и Золотого приказов для гравюры на меди (при участии золотописца Григория Благушина), а затем использовавшихся для украшения черневых и гравированных композиций драгоценной утвари, в орнаментации икон, книг. Заимствуя графические приемы гравюры на меди и сочетая их с яркой палитрой, привлекая иностранные образцы и традиционные мотивы, знаменщики, золотописцы и резчики создали декор «трав фряских», многообразие элементов которого позволяло варьировать его бесконечно. Сочетание разных ювелирных техник и художественных приемов, многоцветия эмалей и камней, сияния полированных и матовых поверхностей, разных высот элементов и стремление к максимальной объемности характерны для искусства русского барокко последней четверти XVII века. Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 107.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: