Коллекция онлайн


Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)

Москва. Золотой приказ Оружейной палаты. 1681


Евангелие московской печати 1676 г. на 586 листах в парчовом переплете и золотом окладе. Обрез золотой с тиснением. Пластина верхней крышки орнаментирована изящными побегами с цветами и листьями, выполненными мелкой чеканкой. На фигурных накладках средника и наугольников изображены «Распятие» и евангелисты. Накладки исполнены высокой чеканкой, по рельефу залиты прозрачными и глухими эмалями с росписью. Фигура Христа в «Распятии» выполнена в технике накладного литья и покрыта эмалью. По сторонам средника размещены четыре небольшие овальные дробницы с гравировкой, чернью, эмалями. На них изображены: «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение». В гнездах по верхней крышке размещены сапфиры- сырцы, изумруды, сердолик, стекла.

На узкой золотой полосе по обрезу крышки надпись чернью по резьбе: ВО СЛАВУ ТРIИПОСТАСНОГО Б(О)ЖЕ(С)ТВА О(Т)ЦА И С(Ы)НА И СВ(Я)ТАГО Д(У)ХА ПОСТРОЕНО СIЕ СВ(Я)ТОЕ ЕУ(АНГ)ЛIЕ ЗЛАТОЕ ПОВЕЛЕНIЕМЪ ВЕЛИКОГО Г(С)Д(А)РЯ Ц(А)РЯ И ВЕЛМКОГО КН(Я)ЗЯ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ВСЕЯ ВЕЛИКIЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОСIИ САМОДЕРЖЦА В СОБОРНУЮ Ц(Е)РКОВЬ АРХIСТРАТИГА Б(О)ЖIЯ МИХАИЛА В ЛЕТО 7189 МАРТА ВЪ ... (ДЕНЬ) [1681].

Сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской Федор Алексеевич находился на престоле с 1676 по 1682 г.

На нижней крышке — пять фигурных дробниц с узором и «ножками». Застежки литые, серебряные.

Как писали древние авторы, престол в алтаре имеет несколько значений. Он знаменует небесного Владыку, именуется местом Божиим, гробом Христовым. Евангелие на престоле — образ Иисуса Христа, символ его присутствия в храме.

Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 327.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Памятник входит в группу роскошных лицевых кодексов, сохранившихся и известных по записям в архивной документации, изготавливавшихся по заказам царской семьи, патриарха, знатнейших бояр и монастырей.

Печатное Евангелие 1677 было выбрано для одного из последних вкладов царя Федора Алексеевича. Восемь миниатюр с образами евангелистов и символических существ в виде фронтисписов открывают каждый канонический текст.

Евангелие заключено в золотой оклад, принадлежащий к лучшим произведениям эмальерного дела последней четверти XVII века. Обтянутые малиновой, затканной золотными и шелковыми нитями парчой, доски переплета обиты кованым листовым золотом с растительным узором, нанесенным в технике чеканки и гравировки. Поверх него наложены средник с изображением Распятия и наугольники с образами евангелистов и их символов, заключенные в фигурные обрамления. Все фигуры выполнены в высоком рельефе чеканкой, фигура распятого Христа целиком сделана в технике накладного литья. Лицевые изображения и детали композиций залиты глухой и прозрачной эмалью насыщенных и контрастных тонов. Между средником и наугольниками, в окружении разноцветных камней в высоких кастах, укреплены четыре овальных медальона со сценами Распятия, Снятия со креста, Положения во гроб и Воскресения. Тканое покрытие нижней крышки переплета Евангелия предохраняют пять золотых дробниц — средник и наугольники с фигурными краями, покрытые чеканным цветочным орнаментом.

Орнаментальному декору Евангелия присуще стилистическое единство. Истоки его мотивов и элементов обнаруживаются в образцах середины XVII века, изготовленных мастерами Серебряного и Золотого приказов для гравюры на меди (при участии золотописца Григория Благушина), а затем использовавшихся для украшения черневых и гравированных композиций драгоценной утвари, в орнаментации икон, книг. Заимствуя графические приемы гравюры на меди и сочетая их с яркой палитрой, привлекая иностранные образцы и традиционные мотивы, знаменщики, золотописцы и резчики создали декор «трав фряских», многообразие элементов которого позволяло варьировать его бесконечно. Сочетание разных ювелирных техник и художественных приемов, многоцветия эмалей и камней, сияния полированных и матовых поверхностей, разных высот элементов и стремление к максимальной объемности характерны для искусства русского барокко последней четверти XVII века.

Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 107.

Литература, публикации: Исаева Е. В., Стерлигова И. А. О фрагменте приходно-расходных книг Архангельского собора 1680-1682 годов, подготовленном к публикации Г. Д. Филимоновым // Московский Кремль XV столетия: Архангельский собор и колокольня «Ивана Великого» Московского Кремля. 500 лет. М. 2011. Т. 2. С. 224-226; Пивоварова Н. В. Московские царские мастерские и региональные художественные центры в конце XVI - начале XVIII века. Опыт атрибуции произведений искусства позднего русского средневековья. М.: БуксМарт. 2020. C. 432 с. С. 186. Кат. 153. С. 383; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского  музея. Л. 1985. С. 204. Кат. 79. Ил. 81


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: