Коллекция онлайн

Брачные венцы

Русский Север. Конец XVII — начало XVIII века


В завершении брачных венцов, часто резавшихся из дерева, воспроизводились венчающие части храмов. Венцы имели форму обруча, свод над ним образовывали восемь дуг, в месте соединения которых возвышалась небольшая главка.

Нередко в декорацию расписанных по дереву брачных венцов вводились причудливые узоры. Излюбленный мотив орнамента — золотой вьющийся побег — разбивал живописную поверхность на отдельные ячейки, а свободные участки фона окрашивались в разные цвета (обычно малиновый и зеленый). При работе мастера пользовались лаками, создававшими эффект свечения живописной поверхности.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Брачный венец в виде обода — короны, имеющей четыре фигурных зубца и перекрестье между ними. Увенчан церковной главкой с крестом. В четырех клеймах на ободе представлены Господь Вседержитель, царь Константин и царица Елена, праотец Адам. Венец ярко расписан темперными красками. Он украшен изображениями разноцветных драгоценных камней в креплениях-кастах.

При венчании восточная церковь просит молитвенного ходатайства за вступающих в брак равноапостольных Константина и Елену как покровителей церкви. Венец — отличительный знак высокого достоинства. Вступающих в брак церковь венчает в плоть единую. На венцах изображены также прародители человеческого рода Адам и Ева, родители Богоматери Иоаким и Анна.

Брачный венец в виде короны с четырьмя фигурными зубцами и перекрестьем над ними. Увенчан церковной главкой с крестом. На ободе венца четыре клейма. В них изображены: Богоматерь, праведные Иоаким и Анна, родители Богоматери, святая праматерь Ева. Венец орнаментирован имитацией разноцветных драгоценных камней, заключенных в касты.

Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 330.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: