Никола Можайский
XVII в.
- Дерево, левкас, паволока, темпера, цветные лаки, резьба, роспись, серебрение. 150,0 х 71,5 х 9,5
- ДРД-481
Пост. в 1897 из МАХ-
Сведения о реставрации:
Лапина Л.Г. (1986)
Византийский святой Николай (?–345), епископ города Миры в Ликии, стал самым почитаемым святым Русской церкви. Ему посвящено множество легенд, сказаний, духовных стихов. В них он выступает скорым помощником в самых разных бедах, хранителем плавающих и путешествующих. Он «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник». Татьяна Вилинбахова. В земле Российской просиявшие // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб, 2010. С. 6.
Сын Феофана и Ноны. Родился в городе Патаре Ликийской области. С детских лет изучал Священное Писание. Совершил паломничество в Святую Землю. По кончине архиепископа Иоанна был избран епископом Мир Ликийских (Малая Азия). При императоре Диоклетиане Н. Ч. был заключен в темницу; при императоре Константине возвратился к своей пастве. Был участником I Вселенского Собора (325), на котором яростно изобличил ересь Ария. Еще при жизни Н. Ч. совершал множество чудес (спасение от казни трех мужей и трех военачальников, избавление города Миры от голода и других). Умер в середине IV века. В 1087 году его мощи были перенесены в город Бари (Италия). Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 541.
Дни памяти: 6/19 декабря, 9/22 мая.
Состояние сохранности до реставрации:
Отслоения левкаса и красочного слоя от основы. Утраты левкаса с красочным слоем. Многочисленные грядки по красочному слою. Старые, задубевшие профилактические заклейки. Неравномерный, сильно потемневший слой покровной олифы, копоть, наплывы воска. Скульптура Николы Можайского находится под сплошной записью и рядом локальных прописок.
Комплекс проведенных мероприятий:
Укреплены отслоения грунта с красочным слоем. Уложены грядки и вздутия красочного слоя. Удалены застаревшие профилактические заклейки. Проведено полное послойное раскрытие авторской живописи от сплошной записи и локальных прописок. Работа выполнялась под микроскопом «всухую», с применением микроскальпелей. Мелкие утраты левкаса восполнены реставрационным грунтом. Выполнены необходимые тонировки. Лицевая поверхность скульптуры притерта тонким слоем лака.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 298.