Царские врата («Лихачевские»)
Новгород. Первая треть XIV века
- Дерево (основа), медь, золотая наводка. Левая створка: 136 х 47 х 4,2; правая створка: 136 х 51 х 4,2
- ДРМ-3383
Пост.: 1913 из собр. Н. П. Лихачева
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Царские врата исполнены в сложной и редко применявшейся технике "огневого золочения", или золотой наводки по меди. Изображения и орнаменты выполнены золотом, растворенным в ртути. Ртуть удалялась нагревом, золото прочно соединялось с металлом. Медные листы укреплены на липовой основе створок. Имевшиеся когда-то шпонки утрачены. Нижняя часть врат срезана, однако шесть клейм, обычных для алтарных дверей, хорошо сохранились.
В клеймах представлены "Благовещение" и евангелисты. Фигуры изображенных, задрапированные в пышные одежды, свободно размещены в пространстве. Велика роль архитектурного фона с затейливыми зданиями, колоннами и драпировками. Воспроизведены пюпитры, инструменты для письма, чернильницы, свитки, книги.
Врата найдены неподалеку от Новгорода. Известны и другие, близкие им памятники. В частности – Софийские медные двери архиепископа Василия 1336 г. (вывезены Иваном IV в Александрову слободу). В пластинах "Васильевских" и, особенно, "Лихачевских" врат проявились новшества, назревавшие в новгородском искусстве: интерес к пластике тела и свободе движений, внимание к окружающим человека предметам. Новые веяния были откликом на последний, "палеологовский" взлет византийской культуры. Возможно, в создании "Лихачевских" алтарных дверей участвовали греки, так как надписи в клеймах нанесены на двух языках. Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 340.
Литература, публикации: Русские древности. Из собрания Государственного Русского музея. Л.: «Аврора». 1988. с. 82 - 83 (воспр. фрагмент)