Богоматерь Всех скорбящих радость
XIX век
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Средник иконки "Богоматерь Всех скорбящих радость" в точности повторяет композицию образка ДРМ-508. Большинство произведений позднего медного литья имеют как образец вариант определенной композиции, который повторяется большим тиражом в меднолитейных мастерских различных старообрядческих общин.
Своеобразие меднолитой иконке придает пышное навершие, состоящее из многолопастного выступа с изображением "Иисуса Христа Царя Славы" (иконография образа повторяет предыдущий образок – кат. 211) в центре, двух клейм с изображениями архангелов Михаила и Гавриила по сторонам и завершения в виде "короны" из шести прорезных "шестикрыльцев" – серафимов и херувимов. Украшение иконки изображением высших ангельских чинов иллюстрируют слова молитвы к этому образу: "О Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радость! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим". На полях – растительный орнамент в виде вьющегося стебля с трилистниками – символ Рая. Фон и поля покрыты финифтью зеленого, синего и желтого цветов (цвета надежды, радости и благодати). Сложной формы навершие, орнаментальные мотивы и разноцветная финифть придают образу "Богоматери Всех скорбящих радость" особую праздничность и торжественность. У верхнего края средника помещено название иконки: "ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ", – грамматически немного отличающееся от принятого в более позднее время. Особенности литья и общей иконографии образка говорят о влиянии на мастера традиций и гуслицкого, и поморского литья. Возможно, образок был выполнен в Москве, где находились в XIX в. прекрасные мастерские старообрядческого медного литья. Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 322.