Пелена «Богоматерь Казанская, со святыми Гурием и Варсонофием Казанскими»
Начало XVII века
- Атлас, шитье серебряными и шелковыми нитями. 26,2 х 21,5
- ДРТ-121
Пост.: 1938 из музея бывш. училища Штиглица
- Период XVII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Одно из ранних изображений «Богоматери Казанской». Пелена повторяет чудотворную икону (об истории образа см. в конце аннотации*).
Особенностью произведения является изображение на боковых полях в рост двух святых — Гурия и Варсонофия, прославившихся тем, что в Казани обращали магометан в православие. Гурий, первый архиепископ Казанский, скончался в 1563 г. и погребен в казанском Спасо-Преображенском монастыре. Варсонофий, епископ Тверской, скончался в 1576 г., был строителем и первым архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря.
Пелена шита, в основном, золотными нитями «в прикреп» и шелковыми — «атласным швом». Нимб украшен орнаментом с шитьем «по карте».
Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 267.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л.Д. Лихачевой. Выпуск XXI. СПб: Palace Editions. 2012. с. 71
Показать полный текст* Знаменитый мстёрский «старинщик» Иван Брягин написал икону, точно следуя традиционной иконографии чудотворного «Казанского» образа. Иконописец выполнял заказ академика Н. П. Кондакова, который в 1900-х гг. несколько раз посетил «суздальские иконописные села» — Мстёру, Палех и Холуй — и собрал коллекцию икон, позже подаренную Русскому музею.
Первоначальная чудотворная икона, повторенная потом в тысячах списков, была обретена в Казани в 1579 г., вскоре после завоевания ее войсками Ивана Грозного. Чудотворный образ открыла в пепле пожарища, по велению явившейся ей во сне Богоматери, девятилетняя отроковица Матрона со своей матерью. Вскоре от иконы последовали чудесные исцеления; на месте обретения иконы был основан женский монастырь. День обретения образа — 8 июля — стал днем празднования «Казанскому» образу Богоматери. Второй день празднования был установлен при царе Алексее Михайловиче, в память сражений за Китай-город 22 октября 1612 г. Благодаря заступничеству «Казанской» иконы войскам Дмитрия Пожарского и москвичам удалось одержать решительную победу над польскими отрядами, засевшими в Кремле, что предрешило их сдачу и полное освобождение Москвы.
С течением времени возникли разные мнения о том, где в действительности находился образ, обретенный в Казани в 1579 г. Предполагалось, что он по-прежнему находился в соборном храме Казанского монастыря и пропал бесследно в 1904 г. Образ, бывший при русских полках в 1612 г., гораздо меньшего размера, также почитался чудотворным и был поставлен в церковь Казанской Богоматери на Красной площади в Москве, которая была построена по обещанию самого князя Пожарского. Наконец, полагали за истинный чудотворный образ икону, перенесенную из Москвы в Петербург в начале XVIII в. и первоначально находившуюся в храме Рождества Богородицы на Петербургской стороне или в часовне той же церкви, расположенной близ Троицкой пристани, в самом средоточии строящегося города. По обветшании Рождественской церкви ее иконы и утварь некоторое время хранились в Троицком соборе, откуда чудотворная икона была перенесена в 1737 г. в новый храм Рождества Богоматери на Невской перспективе, который вскоре после освящения стал именоваться придворным Казанским собором. В начале XIX в. на этом месте развернулось грандиозное строительство Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина.
Казанская икона была почитаема жителями Петербурга так же, как и чудотворный образ «Всех скорбящих радость» — другая московская святыня, перенесенная в новую столицу почти одновременно с ней. При отбытии М. И. Кутузова в действующую армию в 1812 г. икона «Богоматери Казанской» была вознесена над головою полководца во время молебна о даровании победы над врагом.
Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 233.