Лицевой покров «Антоний Печерский»
XVI век
- Шелк, холст, шелковая нить, золотая нить, шитье в прикреп и на проем. 193,0 х 77,5
- ДРТ-305
Поступил в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря-
Сведения о реставрации:
Покровская М.И. (1927) - Чутникова М.М. (1973)
- Бургазлиева Т.М. (1989)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Представленный шитый покров является единственным сохранившимся до наших дней покровом на гробницу Антония Печерского. Он вышивался для Киево-Печерского монастыря, но в 1586 году был вложен в Кирилло-Белозерскую обитель. Во вкладных книгах монастыря упоминается вкладчик — московский при- казной дьяк Лев Вокшарин. Из описи известно, что покров имел белые поля с шитыми золотными нитями надписями — кондаком и тропарем преподобному, однако они были утрачены до поступления в музей. Фон сохранился фрагментарно, подложен при реставрации темно-коричневым крепдешином, близким по цвету к первоначальному фону. Подкладка новая — фиолетовый шелк. Святой Антоний, по традиции, изображен в монашеском облачении и белом куколе, благословляющим правой рукой, с развернутым свитком в левой руке. Слова надписи на свитке наставляют: МОЛЮ УБО ВЫ ЧАДА ДЕРЖИМСЯ ВОЗДЕРЖАНIА НЕ ЛЕНИМСЯ ИМАМ БО ГДА ПОМОШЬНИКА. На темном фоне средника выделяются стройные буквы именующей надписи: ПРПБЫИ АНТОНЕИ ПЕЧЕРСКЫИ, исполненные золотными нитями «в прикреп». Пелена необычна своим довольно редким в шитье приемом построения шитого изображения: строгие черты лика святого, складки одежд и контуры обрисованы черным шелком графической линией, подобно иконописной прориси или гравюре. При этом лик преподобного Антония выполнен шелком серого тона «в раскол» не по форме, а стежками, расположенными в одном направлении. Одежды исполнены «косым швом на проем», то есть сквозь ткань, стежками, расположенными рядками вкось, что создает впечатление диагональной ткани. Произведение отличается лаконичностью и в то же время насыщенностью цветовой гаммы. Профес- сионально выполненный рисунок и тщательное шитье свидетельствуют о том, что он был создан в хорошо организованной столичной мастерской. Людмила Лихачева, Арина Бурыкина // Святые земли русской. Компакт-диск. СПб, 2010. С. 51.
Литература: Русские монастыри. С. 110.
Реставратор – М.П. Покровская, 1927
Состояние сохранности до реставрации:
Очень ветхий. Значительные утраты фона.
Комплекс проведенных мероприятий:
Проведено общее дублирование на тонированный шелковый газ.
Реставратор – М.М. Чутникова, 1973
Состояние сохранности до реставрации:
Покров поступил в реставрацию ветхим. Сечения и разрывы шелкового фона. Значительно утрачена контурная нить шитья. Многочисленные пятна воска на лицевом шитье памятника.
Комплекс проведенных мероприятий:
Памятник был дважды очищен, удалены пятна воска. Полностью сдублирован на тонированное шелковое полотно, крупные утраты основы дополнены. Пришита шелковая подкладка.
Реставратор – Т.М. Бургазлиева, 1989
Состояние сохранности до реставрации:
После долгого экспонирования в Москве, покров поступил на повторную реставрацию. Отставание шелковых нитей вышивки от фона. Сильная деформация.
Комплекс проведенных мероприятий:
Укреплены шелковые нити вышивки. Устранена деформация.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 382.