Пелена «Богоматерь Одигитрия (Казанская)»
Сольвычегодск. Строгановская мастерская. Середина XVII века
- Шелковая ткань, тафта, золотная нить, серебряная нить, бирюза, стекла, металл. 33,2 × 27
- ДРТ-370
Пост. в 1938 из ГЭ; ранее — в Музее ОПХ
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Парная пелене «Спас Нерукотворный» (ГРМ, ДРТ-372).
Середина XVII века для строгановского лицевого шитья — время расцвета, наивысшего развития художественного промысла. Этим периодом датируются небольшого размера пелены «Богоматерь Казанская» и «Спас Нерукотворный».
Подобные пелены должны были сопровождать живописные иконы, служить их украшением. Эти камерные, тонко шитые работы удивительно гармоничны по рисунку, подобны драгоценным реликвиям. В шитье ликов применяется традиционная для строгановских произведений манера шитья плотным «атласным» швом крученым шелком. В шитых образах ощутимо влияние иконописца, но усиливается и звучание своеобразного строгановского стиля.
Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 25.
Показать полный текстПелена небольшого размера и имеет черты, характерные для произведений, созданных в строгановских мастерских в Сольвычегодске. Жены и дочери знаменитых «именитых людей» Строгановых вышивали произведения, отличающиеся индивидуальными чертами и тщательной техникой шитья. Как это свойственно строгановским произведениям, пелена имеет незашитые фоны полей зеленого цвета с молитвенной надписью и полностью зашитый фон средника. Лики исполнены сероватым шелком с тонкими контрастными притенениями, образующими определенный, только строгановским памятникам свойственный рисунок.
Судя по стилю, пелена была создана в середине XVII в., когда мастерской руководила и сама принимала участие в создании этих прекрасных произведений Анна Ивановна Строганова, жена Дмитрия Андреевича, при которой строгановское шитье достигло своего расцвета. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 271.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л.Д. Лихачевой. Выпуск XXI. СПб: Palace Editions. 2012. с. 103