Евангелие напрестольное
Москва. Оклад — 1699. Работа Андрея Бланкенстена, голландского мастера в Москве.. 1698
- Серебро, золото, драгоценные камни, сапфиры, изумруды, алмазы, альмандин, шпинель, природный корунд, дерево, бумага, недрагоценный металл, золочение, чеканка, литье, резьба по металлу, резьба по камню (камеи), монтировка, пайка, эмаль по рельефу, роспись по эмали. 56 × 36 × 9,3
- БК-3073
Пост. в 1930 из ГЭ; ранее — в Троицкой Петровской церкви в Санкт-Петербурге- Происходит из Успенского собора Московского Кремля
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Экземпляр напрестольного воскресного Евангелия, напечатанного в 1698 году в Типографии града Москвы по повелению царя Петра I и благословению патриарха Адриана, получил особую судьбу. В 1699 году патриарх Адриан заказал для него роскошный оклад мастеру Андрею Бланкенстену, чтобы в канун 1700 года вложить Евангелие в Успенский собор Московского Кремля, о чем сообщает подробная вкладная надпись. В первые годы XVIII века Евангелие вместе с другой церковной утварью из храмов теремных дворцов Кремля было передано царем Петром I в Троицкий собор Санкт-Петербурга, заложенный в 1703 году. В 1920-е годы оно было изъято для переплавки в помощь голодающим Поволжья, но уцелело.
Уникальным в памятнике ГРМ является не само Евангелие — хорошо сохранившийся экземпляр большого тиража, а его роскошный драгоценный оклад. На серебряном золоченом листе верхней крышки укреплены чеканные пластины со Спасом на троне (в центре) и четырьмя евангелистами (на углах); на центральной вертикальной оси — чеканная накладка с образом Саваофа и две камеи: с образом Голубя — Духа Святого, и Спасителя в рост (композиция Троицы Новозаветной). Ниже размещены литой, обильно украшенный драгоценными камнями крест и дробница с гравированным образом «Богоматерь Воплощение». Последние, вероятно, изображают реликвии Московского Кремля: крест царя Константина, привезенный в 1655 году из Ватопедского монастыря, и икону «Богоматерь Знамение», носимые во время крестных ходов и участвовавшие в службах в Успенском соборе вместе с образом Спасителя (Саенкова, 2000. С. 395–398).
Наибольшим своеобразием отличается изображение Спаса на троне. Его овальная рама, охваченная, как кольцом, распахнутыми крыльями символов евангелистов, и помещенные на уровне седалища небесные силы — херувимы — восходят к известной в Европе с романского времени сцене «Majestas Domini» («Господь во славе»), повлиявшей на иконографию «Спаса в силах» на Руси (Пуцко, 1995. С. 270; Щенникова, 2000. С. 400–404; Кочетков, 2000. С. 454–455). На окладе корешка между чеканными валиками-перетяжками в невысоком рельефе чеканены цветы тюльпана, связки плодов и ягод, херувимы с цветочными гирляндами, известные на Руси по Библии Пискатора и «фряжским листам». Важную композиционную роль играют завитки аканта: они включены в декор фона обеих крышек, в орнамент корешка и объединяют все элементы в единое целое.
Мастер оклада проявил себя искусным ювелиром. Высокий рельеф главных сцен гармонично сочетается с низким рельефом изображений плодов и растений на корешке и плоскостным, почти графичным рельефом завитков аканта на фоне. (Чеканка корешка отличается от декора крышек и позволяет предположить исполнение ее другим ювелиром). Все орнаменты выявлены прочеканенными вглубь контурами, благодаря чему каждая деталь получила завершенность. Главные сцены также выделены яркими, покрытыми изумрудно-зеленой эмалью венками и драгоценными камнями в кастах. Плотная, положенная по рельефу ярко-синяя и изумрудно-зеленая эмаль (на накладке с Саваофом), светлые краски прозрачной эмали на ликах херувимов и Саваофа, «травный» узор из завитков на белом эмалевом фоне (накладки с надписями «ИС» «ХС»), само сочетание в одном произведении различных техник эмали — типично московские.
Стилистически оклад принадлежит эпохе барокко. Это проявилось не только в динамичном узоре картушей, но и в пышном декоре оклада, в ощущении динамики вьющегося стебля аканта. Но в этом движении нет патетики, свойственной итальянскому барокко, скорее заметна близость голландским и немецким изделиям. Характерно впечатление внутренней связи персонажей, переданное устремленностью фигур евангелистов и их взглядов к Христу. В результате возникает ощущение пространства, выходящего за пределы плоскости крышки оклада. Особенное внимание уделено чеканке фигур святых и их ликов. По жизненности образов мастер значительно опережает все то, что создавалось в искусстве Руси в конце XVII века. Ювелиру свойственны свободное владение линией, изящный рисунок кистей рук с тонкими, словно подвижными пальцами, умелая передача объемов, сложных поз.
Согласно документам, Андрей Кашпиров Бланкостин, как его называли в России на русский манер, приехал из Голландии, выполнял заказы патриарха Иоакима, а впоследствии Адриана. Ювелир был чеканщиком, владел техниками литья, черни, резьбы по металлу (Троицкий, 1914. С. 4–23). Из сведений о принятом у мастеров разделении труда ясно, что камеи для оклада были куплены, эмали, вероятно, созданы Петром Елерсом, не раз сотрудничавшим с Бланкенстеном.
С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 204.