Семь часов вечера
1833–1835
- Бумага на холсте, масло. 39 х 33,5
- Ж-12043
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр, Интерьер
- Поделиться
Редкий для русского искусства первой половины XIX века многофигурный портрет, представляющий одновременно жанровую картину.
Изображены художники и писатели, близкие приятели автора произведения: художники Григорий Чернецов (1802–1865; у самовара), его брат Никанор Чернецов (1805–1879; с трубкой), Валериан Лангер (1800?–1865?; со стаканом) и Андрей Сапожников (1795–1855; на спинке кровати), а также писатель, журналист и коллекционер Павел Свиньин (1787–1839; с книгой).
Евграф Крендовский, скромный художник брюлловского времени. Где-то ближе к середине 1830-х он пишет картину «Семь часов вечера». Внимательнейший наблюдатель текущей жизни (сегодня его назвали бы документалистом) он создает групповой портрет современников, связанных с искусством,— художник, путешественник, литератор, собиратель Павел Свиньин, художники братья Григорий и Никанор Чернецовы, Андрей Сапожников и прочие. Картина — для ближнего круга, для тех, кто изображенных знает и узнает. Для других — просто небогатые чиновники в домашней обстановке. Так вот, на переднем плане — собака… Она запечатлена как-то отдельно: стоит сама по себе, ни на кого внимания не обращает. Но, похоже, она-то и задает ту атмосферу партикулярности, частности, которую все улавливают. Конечно, она «подыгрывает» главной затее — достоверно показать людей искусства в быту, в повседневной обстановке. Ну, а охотничья собака — деталь этого быта. Кстати, изображенный бревер не расчесан, не ухожен. Что делать — мужская компания, руки не доходят. Так она и бродит себе по комнатам, дожидаясь своего часа — выезда за город, на охоту. Тут-то ее художник и «взял на кисть»: охота не присутствует в буквальном плане, но автор передает ее состояние, предвкушение. Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С.16-17.
Евграф Крендовский в композиции «Семь часов вечера» (1833–1835) изображает своих друзей — художников Григория и Никанора Чернецовых, Валериана Лангера и Андрея Сапожникова, а напротив них — журналиста Павла Свиньина; дружеское общество расположилось в комнате с видом на крышу дома на противоположной стороне улицы. В сгущающихся сумерках мужчины поглощены беседой — их одухотворяет внутреннее творческое горение. Крендовский пишет их всех вместе и при этом акцентирует особое личное пространство каждого, и для этого ему очень нужен образ собачки на первом плане в центре комнаты: она присутствует в жизни героев и одновременно полностью погружена в свое собственное занятие, изучая что-то на полу, возможно, следя за последним ярким отблеском догорающего дня. Благодаря ее образу художник показывает нам, как свет физического мира преобразуется в духовный свет творчества, живой и в темное вечернее время, и в сумерках жизни. Екатерина Андреева. В присутствии собак // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 111.