Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Святой Иероним (?)

Маска М. И. Глинки. Голова М. И. Глинки в профиль. 1843–1847

  • Холст, масло. 61,5 x 66
  • Ж-3347

  • Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца; ранее (до 1870) — собрание В. А. Кокорева, Москва


В. А. Кокорев приобрел эту работу среди других произведений Брюллова, находившихся в его мастерской после смерти художника в 1852. В каталоге галереи Кокорева работа была обозначена как «Голова старика», в комментарии было отмечено: «По всей вероятности этюд для головы св. Иеронима, и на том же полотне маска известного композитора Глинки» (Указатель картин и художественных произведений галереи В. А. Кокорева / Сост. А. Н. Андреев. М., 1863. С. 19. № 94). Работа была приобретена для коллекции наследника цесаревича Александра Александровича среди 145 произведений живописи из галереи Кокорева, причем в каталоге его собрания значилась как «Этюд для головы Иоанна Крестителя» (Каталог картин, принадлежащих его императорскому высочеству Государю наследнику цесаревичу // Великий князь Александр Александрович. Сборник документов. М., 2002. С. 616. № 176.). С этим же определением она поступила в 1897 году в Русский музей (ВА ГРМ. Ф. ГРМ I. Оп. 1. Ед. хр. 59. Л. 73). В каталоге 1980 года работе было возвращено определение «Святой Иероним (?)». Этюд, очевидно, был исполнен в процессе работы над росписями центрального купола Исаакиевского собора. На этом же холсте позднее Брюллов написал два этюда для бюста композитора Михаила Ивановича Глинки (1804–1857).

Знакомство Брюллова с Глинкой состоялось в 1830-е. годы. По свидетельству А. Н. Мокрицкого, они встречались на музыкальных вечерах, хотя тесных связей не поддерживали (Дневник Мокрицкого. С. 50, 77, 83, 87, 94, 130). Работа экспонируется в раме, сделанной для галереи Кокорева. Е. И. Столбова  // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 354.

Эскизы и этюды для росписи центрального купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 1843–1847

В 1843 году Брюллов подписал контракт на исполнение работ для Исаакиевского собора. Художник должен был исполнить роспись плафона центрального купола, изображения четырех евангелистов в парусах, восьми апостолов в барабане, а также четыре эпизода «Страстей Христовых» (РГИА. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 1264. 1843. Л. 1). Почти для всех оговоренных сюжетов Брюллов исполнил эскизы, для некоторых — картоны, а роспись центрального плафона начал в натуре (Петрова Е. Н. Картоны К. П. Брюллова и П. В. Басина для Исаакиевского собора // Русская графика XVIII — первой половины XIX века. Л., 1984. С. 168–184). Однако в феврале 1848 года, сославшись на болезнь, художник просил освободить его от необходимости завершить начатую работу. Просьба была удовлетворена, и композиции, сочиненные Брюлловым, осуществлял в натуре П. В. Басин. Г. Н. Голдовский // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 353.

Подробнее об эскизах и картонах для Исаакиевского собора


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: