Брауншвейг-Бреверн-Люнбургская (Брауншвейг-Мекленбург Романова) Анна Леопольдовна (7 декабря 1718 — 19 марта 1746) — урожденная Елизавета Катарина Кристина, принцесса Мекленбург-Шверинская, племянница императрицы Анны Иоанновны, дочь ее старшей сестры Екатерины Иоанновны и герцога Карла-Леопольда Мекленбургского. Внучка царя Ивана V. 12 мая 1733 была крещена как Анна Леопольдовна и награждена большим крестом ордена Св. Екатерины. С 3 июля 1739 — супруга принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. С 10 октября 1740 — по 25 ноября 1741 — регентша при малолетнем сыне — императоре Иоанне Антоновиче. Умерла в Холмогорах, похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 16.
<...> при дворе Вишняков был известен как живописец портретный. Сохранившееся портретное наследие Ивана Вишнякова невелико — всего одиннадцать портретов, находящихся в собраниях ГРМ, ГТГ, Музея В. А. Тропинина, художественных музеев Твери, Рыбинска и НХМ Республики Беларусь (НХМ РБ). Тем не менее они дают вполне отчетливое представление о творческой манере Вишнякова-портретиста. В ранних портретах — правительницы Анны Леопольдовны в оранжевом платье (не позднее 25 ноября 1741, ГРМ), П. И. Панина (1742, ТОКГ) и портретах середины — второй половины 1750-х годов: М. С. Бегичева (1757, Музей В. А. Тропинина) и И. Н. Коцарева (1757–1759, НХМ РБ) — ярко проявилась творческая индивидуальность мастера. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 8.
Предположение об авторстве И. Я. Вишнякова было высказано Н. М. Молевой и Э. М. Белютиным*, затем Н. Н. Коваленской**. Традиционно считается, что справа от Анны Леопольдовны, на уровне спинки кресла, был представлен младенец-император Иоанн Антонович, изображение которого было скрыто записью во время правления императрицы Елизаветы Петровны. Это послужило Т. В. Ильиной основанием для датировки портрета 1740—1746 годами — временем начала регентства и временем смерти Анны Леопольдовны***. Тем не менее на рентгенограмме масляные разрывы на лице мальчика свидетельствуют, что запись производилась по сырому красочному слою. Кроме этого, изменено положение правой руки, первоначально поднятой к груди. Это подтверждает предположение об авторском характере записей. Лицо мальчика, хорошо видимое на рентгенограмме, при всей условности детских изображений XVIII века, сложно признать лицом годовалого ребенка. Иоанн Антонович, родившийся 12 августа 1740 года, был первенцем Анны Леопольдовны, ставшей регентшей при малолетнем императоре после смерти Анны Иоанновны в октябре того же года. Кроме того, вряд ли И. Я. Вишняков имел возможность писать портрет Анны Леопольдовны после ее ареста в конце 1741 года, поскольку она содержалась под стражей в Дюнамюнде и Раненбурге, а затем в Холмогорах. Это позволяет датировать портрет временем регентства. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С .19.
* Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. М., 1965. С. 129–131.
** Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962. С. 93.
*** Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979. С. 188.
Анна Леопольдовна (урожд. Елена Екатерина Христина; 1718—1746) — принцесса Брауншвейг-Люнебургская. Племянница императрицы Анны Иоанновны и дочь ее сестры Екатерины Иоанновны и герцога Карла Леопольда Мекленбургского. С 1739 — Анна Леопольдовна, жена принца Антона Ульриха Брауншвейгского, в 1740—1741 регентша при малолетнем сыне — императоре Иоанне Антоновиче (Иване VI), внучка Ивана V. Умерла в ссылке в Холмогорах Архангельской губернии. Похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге.
Портрет, вероятно, написан в период начала регентства и смерти Анны Леопольдовны. Государственные дела очень тяготили ее беспечную и флегматичную натуру и слабое регентство быстро завершилось пришествием на престол 25 ноября 1741 дочери Петра Великого — Елизаветы. Сохранилось немного сведений об Анне Леопольдовне, среди них воспоминания фельдмаршала Миниха, доверенного лица бывшей регентши, одного из немногих, кто оставался предан правительнице и ее малолетнему сыну во время елизаветинского дворцового переворота. Он оставил о ней любопытное наблюдение: «Она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, идучи к обедне, не носила фижм и в таком виде появлялась публично».
На портрете И. Вишнякова правительница Анна Леопольдовна величаво и невозмутимо восседает в кресле. Как и все другие произведения художника, портрет интересен своими контрастами. К примеру, оранжевое платье, прозрачная косынка на плечах и белая повязка на голове написаны художником свободными, смелыми и длинными мазками, передающими фактуру ткани. Ярким контрастом по отношению к плоскостной фигуре выступает объемное лицо. Этот портрет сложно отнести к официальному типу изображения, известно, что в короткий период правления Анны Леопольдовны художник писал несколько ее портретов.
На рентгенограмме картины, проведенной Отделом технологических исследований ГРМ, прослеживаются некоторые изменения, сделанные Вишняковым после воцарения Елизаветы. Так левой рукой Анна Леопольдовна обнимает ребенка с выразительным большеглазым лицом, того самого несчастного Иоанна Антоновича, который потом всю свою жизнь провел в заточении и погиб при невыясненных обстоятельствах в крепости Шлиссельбург в 1764 году.