Коллекция онлайн

1751, Ромено (Южный Тироль) - 1830, Вена

Портрет Екатерины II

1793 (4?)


Погрудный вариант портрета (1793), находящегося в Государственном Эрмитаже.

Изображена в малой императорской короне, бриллиантовой диадеме и мантии, с лентами орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Георгия 1-й степени и Св. Владимира 1-й степени.

Изображение в точности повторяет изображение императрицы с эрмитажного полотна. Совпадает расположение и разворот фигуры модели, а также костюм и аксессуары. И. Лампи изобразил царицу в золотой горностаевой мантии, скрепленной алмазным орграфом, в светлом шелковом платье, вышитом васильками и отделанным кружевным воротником, прическу монархини украшают малая корона и диадема, костюм украшен тремя орденскими лентами - голубой андреевской, черно-оранжевой георгиевской и красно-черной владимирской. Известно несколько подобных портретов, выполненных  И.Б.Лампи для государственных учреждений. 

Реставрация картины Иоганна Лампи Старшего "Портрет императрицы Екатерины II"

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

При поступлении в реставрацию поверхность живописи была покрыта толстым, яркожелтым слоем лака, пораженным сетчатым лаковым кракелюром, имелись участки затеков и сморщивания лаковой пленки.

На изображении лба выделялся выпуклый участок грубой записи размером 6х9 см. Из-за ослабленного натяжения основы произошла бугристая деформация холста, появились изломы от планок подрамника. Поверхность живописи имела поражение жестким грунтовым кракелюром с приподнятыми краями, на отдельных участках имелись масляные разрывы.

Лабораторно установлено, что картина в процессе бытования покрывалась лаками четырех различных составов, в том числе мастиксом, который со временем быстро приобретает густой йодистый оттенок. Рентгенограмма показала, что обширная запись на изображении лба скрывает небольшой прорыв с маленькой утратой красочного слоя и грунта.

Комплекс проведенных мероприятий:

Особенностью реставрации этой картины было изменение традиционной последовательности мероприятий: сначала была произведена расчистка поверхности от толстых слоев лаков и записей, а затем выполнена консервация живописи и дублирование основы. Утоньшение лака велось послойно, с продвижением слева направо до границы изображения лба. Затем по записи был сделан горизонтальный шурф со ступенчатой раскладкой всех слоев записи. После полного удаления записи было продолжено утоньшение и выравнивание лакового слоя по всей поверхности.

После расчистки выполнены укрепление красочного слоя, укладка кракелюра, устранение деформаций и дублирование основы, которые дали идеальный результат. Картина была натянута на новый подрамник, замастикованы утраты красочного слоя, а затем затонированы масляными красками по предварительно нанесенному лаковому покрытию.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 90.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: