Портрет Екатерины II
1793 (4?)
- Холст, масло. 68,5 x 54,5
- Ж-4564
Пост. в 1932 из Военно-морского музея, Ленинград-
Сведения о реставрации:
Савенок В.В. (2018)
Погрудный вариант портрета (1793), находящегося в Государственном Эрмитаже.
Изображена в малой императорской короне, бриллиантовой диадеме и мантии, с лентами орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Георгия 1-й степени и Св. Владимира 1-й степени.
Изображение в точности повторяет изображение императрицы с эрмитажного полотна. Совпадает расположение и разворот фигуры модели, а также костюм и аксессуары. И. Лампи изобразил царицу в золотой горностаевой мантии, скрепленной алмазным орграфом, в светлом шелковом платье, вышитом васильками и отделанным кружевным воротником, прическу монархини украшают малая корона и диадема, костюм украшен тремя орденскими лентами - голубой андреевской, черно-оранжевой георгиевской и красно-черной владимирской. Известно несколько подобных портретов, выполненных И.Б.Лампи для государственных учреждений.
Реставрация картины Иоганна Лампи Старшего "Портрет императрицы Екатерины II"
Состояние сохранности до реставрации:
При поступлении в реставрацию поверхность живописи была покрыта толстым, яркожелтым слоем лака, пораженным сетчатым лаковым кракелюром, имелись участки затеков и сморщивания лаковой пленки.
На изображении лба выделялся выпуклый участок грубой записи размером 6х9 см. Из-за ослабленного натяжения основы произошла бугристая деформация холста, появились изломы от планок подрамника. Поверхность живописи имела поражение жестким грунтовым кракелюром с приподнятыми краями, на отдельных участках имелись масляные разрывы.
Лабораторно установлено, что картина в процессе бытования покрывалась лаками четырех различных составов, в том числе мастиксом, который со временем быстро приобретает густой йодистый оттенок. Рентгенограмма показала, что обширная запись на изображении лба скрывает небольшой прорыв с маленькой утратой красочного слоя и грунта.
Комплекс проведенных мероприятий:
Особенностью реставрации этой картины было изменение традиционной последовательности мероприятий: сначала была произведена расчистка поверхности от толстых слоев лаков и записей, а затем выполнена консервация живописи и дублирование основы. Утоньшение лака велось послойно, с продвижением слева направо до границы изображения лба. Затем по записи был сделан горизонтальный шурф со ступенчатой раскладкой всех слоев записи. После полного удаления записи было продолжено утоньшение и выравнивание лакового слоя по всей поверхности.
После расчистки выполнены укрепление красочного слоя, укладка кракелюра, устранение деформаций и дублирование основы, которые дали идеальный результат. Картина была натянута на новый подрамник, замастикованы утраты красочного слоя, а затем затонированы масляными красками по предварительно нанесенному лаковому покрытию.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 90.