В этом портрете Левицкий демонстрирует свободное владение живописным мастерством и хорошее знание приемов создания сложных композиционных портретов. Фигура портретируемого, изображенного в академическом мундире, расположена в центре и четко читается на фоне. Вокруг — аксессуары, несущие большую смысловую нагрузку: слева на столе — лист с планом здания Академии и большая академическая печать, позади — шкаф для хранения академической казны. В этом портрете выявлены все особенности искусства Левицкого: изысканный подбор красок, поразительное мастерство в передаче фактур различных материалов, умелая постановка фигуры и убедительная характеристика лица.
Александр Филиппович Кокоринов (1726–1772) — архитектор, директор Академии художеств. Родился в Тобольске в семье чиновника, учился в Москве у И. К. Коробова и Д. В. Ухтомского. С 1754 году жил в Петербурге, был произведен в архитекторы и поступил помощником к Ф.-Б. Растрелли. Пользовался покровительством И. И. Шувалова. В 1758 году был назначен архитектором Академии художеств, где стал одним из первых русских преподавателей. В 1760 году назначен инспектором Академии художеств, в 1761 — ее директором. В 1765 году Кокоринов получил должность профессора архитектуры, в 1767 — адъюнкт-ректора, и в 1769 — ректора Академии. Умер в 46 лет (покончил жизнь самоубийством) и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Кокоринов многое сделал на посту руководителя Академии, был инициатором ряда нововведений. Совместно с Ж.-Б. Валлен-Деламотом принимал участие в проектировании и строительстве здания Академии художеств. В 1770 году Левицкий на большой академической выставке за портрет Кокоринова был удостоен звания академика. Живопись XVIII века. Том 1. СПб, 1998. С. 106.
Показать полный текстВ правом верхнем углу была надпись, сделанная в ИАХ в XIX веке (снята в Русском музее в процессе реставраций): Кокориновъ Александръ Филлипович. Строитель и Директоръ Академiи. 1726–1772. Живопись XVIII века. Том 1. СПб, 1998. С. 106.
Готовя экспозицию Таврической выставки, Дягилеву пришлось в течение 1904 года обследовать запасники многих музеев, осмотреть десятки частных коллекций, изъездить буквально всю Россию. В промежутках между разъездами он сидел в архивах, просматривал журналы и книги. А когда сотнями начали приходить портреты – новая сложнейшая задача: нужно было все классифицировать, организовать художественное целое, устроить выставку, развесить портреты так, чтобы они как можно более говорили и сказали бы все о русской жизни, культуре и искусстве двухсот лет.
Экспонированию работ своего любимого мастера XVIII века – Дмитрия Левицкого – Дягилев уделил особое внимание. Среди множества прекрасных полотен Левицкого, был показан и портрет А.Ф.Кокоринова, архитектора и ректора Академии художеств. Совместно с Ж.-Б. Валлен-Деламотом принимал участие в проектировании и строительстве здания Академии художеств.
В этом портрете Левицкий демонстрирует свободное владение живописным мастерством и хорошее знание приемов создания сложных композиционных портретов. Фигура портретируемого, изображенного в академическом мундире, расположена в центре и четко читается на фоне. Вокруг — аксессуары, несущие большую смысловую нагрузку: слева на столе — лист с планом здания Академии и большая академическая печать, позади — шкаф для хранения академической казны. В этом портрете выявлены все особенности искусства Левицкого: изысканный подбор красок, поразительное мастерство в передаче фактур различных материалов, умелая постановка фигуры и убедительная характеристика лица.
В 1770 году Левицкий на большой академической выставке за портрет Кокоринова был удостоен звания академика.