Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Автопортрет

1833

  • Холст, масло. 56,5 x 43
  • Ж-5077

  • Пост. в 1902 от В. И. Райкевича (Санкт-Петербург); ранее – в собр. семьи Урньяни (Павия); ранее – в собр. семьи Карло Кадео (Милан)


После экспонирования картины «Последний день Помпеи» в 1833 году в галерее Брера Брюллов был избран почетным членом Академии изящных искусств в Милане, Академии художеств в Болонье, Флоренции и Парме. Тогда же флорентийская галерея Уффици затребовала портрет художника для знаменитой галереи автопортретов (существует в Уффици с XVI века).

Портрет, предназначенный для галереи Уффици, был начат Брюлловым во время его пребывания в Милане. Отъезд в Россию помешал Брюллову окончить работу, и художник оставил портрет в знак дружбы семейству Карло Кадео (в San-Protaso, в Милане), у которого прожил более года. Впоследствии портрет перешел по наследству к дочери Кадео, жене доктора Урньяни, у которой был приобретен инженером Райкевичем (См.: Мигдал Д. М. Автопортрет К. П. Брюллова, предназначавшийся для галереи Уффици во Флоренции // Сообщения ГРМ. Вып. IV. М., 1956. С. 21–23). Л. В. Вихорева // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 328-329.

Имя «великого Карла» было «на слуху» если не у всех, то у многих представителей столичного бомонда. По всем признакам, мироощущенческой основой самореализации Брюллова был неугасающий интерес к самому себе. Вряд ли есть еще хотя бы один русский художник, который написал столько автопортретов, сколько в разных материалах и техниках создал «великий Карл». В мировой живописи предтечей его можно счесть Рембрандта Харменса ван Рейна, не случайно автор «Последнего дня Помпеи» считал его «одним из великих и самых главных своих учителей»*. Как и у Рембрандта, стремление запечатлеть себя у Брюллова ничего общего не имеет с нарциссизмом, с самолюбованием. Скорее, каждый автопортрет — это акт самопознания, взгляд на себя со стороны, прозрение за внешними чертами внутреннего мира, духовной жизни. Ряд брюлловских изображений самого себя — своеобразная изобразительная хронология, как правило, бесконечно искреннее личностное откровение о себе и для себя. Автоиконография Карла Брюллова насчитывает свыше тридцати изображений. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 8.

* Стасов В. В. Последние дни К. П. Брюллова и оставшиеся в Риме последние его произведения // Стасов В. В. Собр. соч. Т. 1. СПб, 1894. Разд. 2, стб. 20.


Рекомендуем


 

Автопортреты Брюллова. Элементы (L'elemento) («Телеканал Россия Культура»).
Рассказывает Г. Н. Голдовский.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: