Автопортрет
1849 (?)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Автопортрет 1849 года – одна из вершин портретного творчества мастера – был написан после тяжелой болезни. Он стал итогом горьких размышлений о своей судьбе, разочарованности жизнью, творческой неудовлетворенности требовательного к себе мастера. Своей композицией, старинным облачением романтический образ художника напоминает некоторые портреты Рубенса. По словам В. Г. Белинского, художник умел передать "не одно внешнее сходство, а всю душу оригинала". Художник работал исключительно быстро: известно, что автопортрет, находящийся в Третьяковской галерее, был написан всего за два часа. Картина Русского музея – авторское повторение этого портрета, сделанное учеником Брюллова (Лукашевичем?), исправленное и пройденное Брюлловым. Написан по просьбе графини С. А. Бобринской (урожд. графини Шуваловой) в то же время, когда Брюллов работал над ее портретом (находится в ГЭ). Впоследствии передан в дар музею ее сыном, графом А. А. Бобринским. По свидетельству С. А. Бобринской, Брюллов написал руки и голову, а платье заканчивал уже Н. А. Лукашевич, который после отъезда художника в Италию и доставил портрет заказчице (ОР ГРМ, ведомственный архив, оп. 1, д. 71, л. 8).
Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург – 1852, Манциана близ Рима) – живописец, акварелист, рисовальщик. Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.Первоначальные художественные навыки получил у отца – академика "орнаментной скульптуры" и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А. И. Иванова и А. Е. Егорова (1809–1822). В 1822–1835 – пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину "Последний день Помпеи" (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836).
По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836–1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи. В 1842–1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 – в Италии. Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.