Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Семейный портрет

1830

  • Холст, масло. 89 x 117
  • Ж-5125

  • Пост. в 1897 из ИАХ; ранее (до 1851) – собственность графа Ф. П. Толстого


Особую популярность «семейный портрет» получает в первой половине XIX века. В композициях Федора Толстого, Прокофия Пушкарева и Алексея Волоскова скрупулезно, в лучших традициях «русского бидермайера», выписывались детали интерьера с анфиладой комнат.

Центральное место в изображениях «залов» отводилось фигурам мужчин, женщин и детей, как правило, расположившимся вокруг большого стола. Такие сцены, неоднократно описанные в русской литературе и воспоминаниях, были типичны для жизни стародворянских семей: «Дом городской и деревенский был для них не местом парада, – а уютным и теплым семейным гнездом»*.  Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 5. ( * Трубецкой Евгений, князь. Из прошлого. М., 1917. С. 24.)

На холсте представлена петербургская квартира Толстых, принадлежавшая ИАХ и находящаяся на 3-й линии Васильевского острова. В дальней комнате виден терракотовый бюст Морфея. На стене — „Морской вид" К. Ж. Верне. Художник изобразил себя за работой над скульптурной группой „Человек со львом". Рядом с ним его жена Анна Федоровна (урожденная Дудина, 1792—1835), дочери Елизавета (1822-1836) и Мария (1817—1898), в замужестве Каменская. Раиса Дашкина // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 236.

В картине художник изобразил себя, свою жену, Анну Федоровну Толстую, и дочерей Елизавету и Марию в служебной квартире Академии художеств в Петербурге. Комнаты квартиры были оформлены в "греческом вкусе", мебель и светильники изготавливались по образцам самого автора. Здесь по воскресеньям часто бывали музыканты, ученые, литераторы, в том числе А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский и другие. По воспоминаниям современника, этот дом, "сам воздух которого, кажется, был пропитан влечением к искусству, был постоянно высшею школою для молодых художников".

Экспонировался на выставке ИАХ в 1830 (№ 128) под названием „Вице-президента и почетного члена Академии графа Толстого. Перспектива комнат, из коих впервой сам граф представлен, окруженный своим семейством“ (ОР РНБ, ф. 708, Н. П. Собко, д. 732, л. 2).
В 1851 экспонировалась на художественной выставке редких вещей, принадлежащих частным лицам, под названием „Семейная картина“ как собственность графа Ф. П. Толстого

Изображены: автор – вице-президент ИАХ, его первая жена – графиня Анна Федоровна Толстая (урожд. Дудина; 1792–1835), дочери Елизавета (1811– 1836) и Мария (в замужестве Каменская; 1817–1898).

Картина является автопортретом художника с семьей и решена как семейная сцена «в комнатах». Жена и дочери наблюдают за работой отца. Действие происходит в квартире, предоставленной Толстому Академией художеств. Тонкий знаток античности, художник обставил и декорировал дом в соответствии со своим вкусом: он был тонким знатоком и поклонником античности. В изготовлении убранства участвовала вся семья, даже ампирная мебель выполнена по рисункам хозяина. Друзьями дома, частыми его гостями стали самые яркие творческие личности того времени. Семейным увлечением был домашний театр, Толстой сам оборудовал сценические приспособления, занавес, придумывал и создавал декорации. Каждая деталь дома, каждая деталь картины находится здесь «с благословения» хозяев. Даже собака, уютно расположившаяся на полу в глубине анфилады, входит в формулу совершенного дома. Семейные портреты «в комнатах» — частная территория, созданная для «посещения» родными и друзьями. В отличие от парадного портрета, который, конечно, мог быть и семейным, в них были важны не высота статуса и великолепие облика изображенных, а состояние домашнего уюта, семейной гармонии. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 8.

 

Видеоэкскурсия на русском жестовом языке с субтитрами

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: