Портрет писательницы В. И. Лизогуб
1847
- Холст, масло. 82,5 x 68
- Ж-5227
Пост. в 1910-х от антиквара Ф. В. Веркмейстера (Москва); ранее — у Н. М. Красовской (Санкт-Петербург)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Вообразить себе историю русского портрета без произведений Василия Андреевича Тропинина, предвосхитившего развитие реалистического портрета второй половины XIX века, живопись Крамского, Перова, Репина, Сурикова, согласитесь, совершенно невозможно. На выставке знаменитую галерею тропининских женских образов представляет «Портрет писательницы В.И.Лизогуб».
Изображение Варвары Ипполитовны Лизогуб (урожденной Петровской), автора небольшой повести в стихах «Зулейка», опубликованной в августе 1845, является классическим для зрелого периода творчества Тропинина, в котором он виртуозно соединяет материальную убедительность решения с идеализацией образа. Фигура модели дана по пояс, почти в натуральную величину, и занимает целиком пространство холста. Сосредоточивая все внимание на самой героине, художник помещает ее на нейтральном фоне, полностью исключая интерьер, однако очень тщательно прописывает мельчайшие детали ее экзотического наряда. Подобная документальность помогает придать образу убедительность и материальность. Этому же способствует и линейно-пластическая трактовка формы, сочетание четкости контура с плотной кладкой свободно сплавленных мазков. Но в то же время портрет почему-то производит впечатление не изображения конкретной дамы. Он, как и все тропининские «Кружевницы» и «Злотошвейки» являет собой собирательный образ, воплотивший представление художника о лучших качествах национального женского типа.
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
Лизогуб Варвара Ипполитовна (в девичестве Петровская, даты жизни неизвестны) — русская поэтесса и писательница XIX века. ). Жена полковника Василия Ивановича Лизогуба (1801–1870), дочь ротмистра Ипполита Петровича Петровского.
Изображение В. И. Лизогуб, автора небольшой повести в стихах «Зулейка», опубликованной в августе 1845, является классическим для зрелого периода творчества Тропинина, в котором он виртуозно соединяет материальную убедительность решения с идеализацией образа. Фигура модели дана по пояс, почти в натуральную величину, и занимает целиком пространство холста. Сосредоточивая все внимание на самой героине, художник помещает ее на нейтральном фоне, полностью исключая интерьер, однако очень тщательно прописывает мельчайшие детали ее экзотического наряда. Подобная документальность помогает придать образу убедительность и материальность. Этому же способствует и линейно-пластическая трактовка формы, сочетание четкости контура с плотной кладкой свободно сплавленных мазков. Но в то же время портрет почему-то производит впечатление не изображения конкретной дамы. Он, как и все тропининские «Кружевницы» и «Злотошвейки» являет собой собирательный образ, воплотивший представление художника о лучших качествах национального женского типа.