Портрет А. П. Брюллова
Не позднее 1841
- Холст, масло. 123,5 х 97,5
- Ж-5440
Пост. в 1939 от Б. П. Брюллова, Ленинград; ранее — собрание П. А. Брюллова, Санкт-Петербург
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Брюллов Александр Павлович (1798–1877) — архитектор, художник-портретист, сын скульптора-орнаменталиста П. И. Брюллова, старший брат художника К. П. Брюллова. В 1809 вместе с К. П. Брюлловым поступил в ИАХ, принят в качестве пенсионера. В 1817 — получил малую серебряную медаль за архитектурную композицию. В 1821 — окончил ИАХ. В 1822 — поступил в комиссию по построению Исаакиевского собора. Осенью того же года вместе с братом послан ОПХ за границу пенсионером. Работал преимущественно в Италии, изучал древние города. В Неаполе был приглашен исполнить акварелью портреты членов неаполитанского королевского дома. В 1826 — отправился в Париж. С конца марта 1828 — стал слушателем курса истории архитектуры. В 1829 вернулся в Россию. Получил звание архитектора Его Императорского Величества за поднесенные императору Николаю I «Помпейские термы», а также звание член-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии, члена ИАХ. С 1831 по 1871 преподавал в архитектурных классах ИАХ. В 1831 — академик, с 1832 — профессор 1-й степени по части архитектуры, 1864 — Тайный советник. По его проектам в Петербурге построен Михайловский театр, лютеранская церковь Св. Петра, здание Пулковской обсерватории, Штаб Гвардейского корпуса и другие здания. В 1837 участвовал в воссоздании уничтоженных пожаром интерьеров Зимнего дворца. Мастер акварельного портрета, автор литографированных видов Петербурга. Похоронен с женой Александрой Александровной (урожденной баронессой Раль) на городском кладбище в Павловске.
Э. Н. Ацаркина пишет о том, что художник сохранил индивидуальные черты внешности своего брата, но внес в его образ «свое представление о душевном состоянии современного человека» (Ацаркина. С. 67). // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 321.
Показать полный текстПо-видимому, поводом для написания портрета старшего брата стало награждение А. П. Брюллова орденом Св. Владимира 3-й степени (25 марта 1839) за участие в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года.
В 1841 портрет уже был закончен, о чем упоминалось в декабрьском выпуске «Художественной газеты» (Брюллов в воспоминаниях современников. С. 183). В. А. Кадочникова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 350.
Нельзя сказать, что Брюллов не использует вековую традицию русской портретной живописи и создает некие новые типы портретных изображений. Скажем, традиционная схема «полупарадного» портрета использована для «Портрета А. П. Брюллова» (по размеру, композиционному строю и антуражу — близок портретам из зала Совета Академии художеств). Но насколько неординарным, при всей простоте и легкости изобразительного мотива, оказывается запечатленный на полотне образ выдающегося архитектора, художника, гравера, наконец, любимого брата! Неизменно своеобразной является интонация, уникальным — умение Брюллова сочетать романтическую приподнятость, тонкий лиризм и неизменно особенное, личностное отношение к модели — иначе «великий Карл» за работу не брался, о чем ведали и его заказчики, зачастую выступавшие просителями, осознававшими, что «…артиста как Вы кисть нельзя деньгами заплатить», можно лишь упросить его работать «con amore» (с любовью.— Г. Г.)*. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 21.
* Дневник художника А. Н. Мокрицкого. М., 1975. С. 97