Коллекция онлайн

12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург — 23 июня 1852, Манциана близ Рима

Распятие

Образ из алтаря лютеранской церкви Петра и Павла в Петербурге. 1838

  • Холст, масло. 510 x 315 (прямоугольник с закругленной верхней стороной)
  • Ж-5646

  • Пост. в 1939 из лютеранской церкви Свв. Петра и Павла, Ленинград


По свидетельству современников заалтарный образ лютеранской церкви святых Петра и Павла в Петербурге, построенной по проекту брата художника — А. П. Брюллова в 1838 году, относился к лучшим работам, удовлетворившим самого мастера. По утверждению одних, голова и торс Христа были созданы в один сеанс, по свидетельству других — картине предшествовал подготовительный этюд с натуры. К работе над «Распятием» художник привлек своего ученика Т. Г. Шевченко (см. Ацаркина. С. 196). По воспоминаниям А. Н. Мокрицкого, Брюллов начал работу над «Распятием» в 1836 году, работал с «высшим вдохновением» и завершил образ в 1838. Еще в мастерской картину увидели великая княжна Мария Николаевна, В. А. Жуковский, стоявший перед ней с «благоговейным восторгом», и А. В. Кольцов, на глазах которого дрожали «слезы душевного восторга» (Дневник Мокрицкого. М., 1975, С. 136–137).

Изображены три Марии — Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, скорбящие около распятого Христа (Ин. 19: 25–26). В. А. Кадочникова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 340.

В Отделе рисунков ГРМ хранятся карандашный эскиз (Р-15324) к композиции и этюд для изображения Марии Магдалины сепией (Р-151). Картина многократно репродуцировалась литографией и фототипией.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: