Распятие
Заалтарный образ лютеранской церкви апостола Петра в Петербурге. 1838
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
По свидетельству современников заалтарный образ лютеранской церкви святых Петра и Павла в Петербурге, построенной по проекту брата художника — А. П. Брюллова в 1838 году, относился к лучшим работам, удовлетворившим самого мастера. По утверждению одних, голова и торс Христа были созданы в один сеанс, по свидетельству других — картине предшествовал подготовительный этюд с натуры. К работе над «Распятием» художник привлек своего ученика Т. Г. Шевченко (см. Ацаркина. С. 196). По воспоминаниям А. Н. Мокрицкого, Брюллов начал работу над «Распятием» в 1836 году, работал с «высшим вдохновением» и завершил образ в 1838. Еще в мастерской картину увидели великая княжна Мария Николаевна, В. А. Жуковский, стоявший перед ней с «благоговейным восторгом», и А. В. Кольцов, на глазах которого дрожали «слезы душевного восторга» (Дневник Мокрицкого. С. 136–137).
Изображены три Марии — Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, скорбящие около распятого Христа (Ин. 19: 25–26). В. А. Кадочникова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 340.
В Отделе рисунков ГРМ хранятся карандашный эскиз (Р-15324) к композиции и этюд для изображения Марии Магдалины сепией (Р-151). Картина многократно репродуцировалась литографией и фототипией.
Возведение лютеранского храма апостола Петра (Петрикирхе) завершилось в 1838 году. Тогда же в нем было установлено „Распятие“ К. П. Брюллова. По свидетельству ученика художника А. Н. Мокрицкого, работа над композицией была начата в 1836 году. Мастер писал этот образ с „высшим вдохновением“ и завершил его в 1838 году. Еще в мастерской картину видели великая княгиня Мария Николаевна, В. А. Жуковский, стоявший перед ней с „благоговейным восторгом“, А. В. Кольцов, на глазах которого дрожали „слезы душевного восторга“*. В отделе рисунка ГРМ имеются карандашный эскиз и этюд для изображения Марии Магдалины сепией. Григорий Голдовский // Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 303.
*Дневник художника А. Н. Мокрицкого. М., 1975, с. 136-137.
Автором проекта лютеранской церкви Свв. Петра и Павла, для которой писался образ, был брат художника — А. П. Брюллов.