Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Последний день Помпеи

Эскизы к картине «Последний день Помпеи». 1827–1828


Один из ранних эскизов, представляющих собой разработки темы картины «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ). Г. Н. Голдовский. Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 323.

Чрезвычайными достоинствами — необыкновенной пластической свободой, блестящей колористической маэстрией, высоким уровнем эмоционального воздействия — выделяется эскиз 1828 года к «Последнему дню Помпеи» (Ж-7867). В постановке групп и расположении фигур в этом эскизе имеются серьезные отличия от окончательного варианта, в который не вошла, прежде всего, очень выразительная фигура языческого жреца, закутанного в алый плащ, почти в центре, не вполне проработанная с точки зрения академических требований завершенности, но остро характерная абрисом и движением. В большом полотне изображение жреца смещено левее от центра и перенесено на задний план, а цвет плаща стал белым, что способствовало некоторому округлению и сглаженности драматического замысла в окончательном варианте эпопеи, его приведению в большее соответствие академическим требованиям и нормам. Эскиз же содержит существенную для понимания творческого развития замечательного живописца ноту романтической конфликтности. Г. Н. Голдовский. О Карле Павловиче Брюллове // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 17.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: