Коллекция онлайн

1817, Феодосия — 1900, там же

Лунная ночь

1849

  • Холст, масло. 123 х 192
  • Ж-1788

  • Пост. в 1913 от Е. А. Евреиновой (Санкт- Петербург)


В конце 1840-х годов Айвазовский особенно часто обращался к изображению ночных видов. Картина «Лунная ночь», по всей вероятности, представляет собой вид Черного моря у Крымского побережья в районе Феодосии. Виртуозное умение передать эффекты лунного света, играющего на облаках и ложащегося пастозно написанной лунной дорожкой на воде, снискало художнику восхищенное признание художественной критики и многочисленных посетителей выставок — в Академии художеств в Петербурге, в Феодосии, Одессе, Москве.

Самый известный отечественный маринист Иван Айвазовский был живописцем Главного морского штаба. Феноменальная память мастера цветовой гармонии позволяла создавать эпические монументальные полотна с изображениями когда-то увиденного бурного моря. Поэт Аполлон Майков писал: «Движение неверной стихии есть стихия г. Айвазовского; он художник Нептуна; его воды бушуют, и распадаются в брызги, и взбегают на отлогий песчаный берег, и сливаются с него обратно, и стоят ровно, прозрачно, подернутые полосою света и как бы плавающим по ним маслом».

Интерес Айвазовского к необычным проявлениям природы сочетался с удивительным художественным талантом и профессиональным мастерством, достигнутым благодаря урокам Максима Воробьева. Авторитетный руководитель пейзажного класса Императорской Академии художеств настраивал своих воспитанников на изучение состояния пейзажа, меняющегося в зависимости от погоды или времени суток. Пожалуй, легче всего было передать наполненный лирикой художественный образ спокойного моря с удаляющейся световой дорожкой, как на картинах «Лунная ночь» (Ж-1788) Ивана Айвазовского или «Мертвое море» (Ж-6093) Григория Чернецова. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 6-7.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: