Коллекция онлайн

1824, с. Померанье Новгородской губ. – 1896, Париж

Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве

1872

  • Холст, масло. 121 х 195
  • Ж-2836

  • Пост. в 1930 из ГАИМК (собр. Мраморного дворца)


Русские императоры Николай I и Александр II высоко ценили талант А.П. Боголюбова, моряка и живописца. Более того, снискав большие успехи в искусстве, он получает отставку в самый разгар Крымской войны. Царь Николай I заказывает Боголюбову серию из семи картин на темы славных побед русского флота на Черном море. Позже Александр II щедро расплатился за крымские баталии и заказал новую серию полотен на темы петровских морских побед на Балтике и Каспии, а также поручил Боголюбову создать живописную историю флота Петра Великого. И с этой задачей художник справился достойно, а газеты и журналы наперебой прославляли художника. Даже спустя двадцать лет И.Н. Крамской, непререкаемый тогда авторитет, вспоминал, что работы Боголюбова отличаются «...огромной, хорошо усвоенной им европейской техникой и некоторым сочинительством пейзажа..., что было положительно прекрасно, особенно для нас,... мало знакомых с современными европейскими мастерами». Современники отмечали, что в картинах художника царила эстетика романтизма, правда, в чисто боголюбовском варианте, основанном на наблюдении и изучении натуры. Петровский цикл, в который вошло и данное произведение, создавался около двадцати лет. Постепенно в "боголюбовский" романтизм 1860-х проникает более трезвый и правдивый историзм, что позволило художнику стать признанным морским баталистом, непревзойденным историографом русского флота. На его картинах специалисты изучали и изучают морскую историю. Наряду с решением задач чисто практических А.П. Боголюбов решает и художественные задачи: осмысление гармонии бытия, соединение праздничности и будничности, величия и суетности. Примером их решения является представленное произведение. 30 мая 1872 в России торжественно отмечалось 200-летие со дня рождения Петра I. А.П. Боголюбову и его другу К.Ф. Гуну понравился праздник в Петербурге, гуляние на Сенатской площади у Медного всадника, катание по Неве на катерах. Эти впечатления легли в основу работы над картиной. К.Ф. Гун писал людей, а К.Ф. Боголюбов – все остальное. Оба художника изображены рисующими на фоне памятника Петру I. В ГРМ, наряду с картиной, хранится и одноименный эскиз к ней.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: