Коллекция Государственного Русского музея


Портрет князя Андрея Меньшого Ивановича Репнина

Школа Оружейной палаты. Не ранее 27 января 1699


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Во второй половине XVII века большое распространение занимает боярско-княжеский портрет. Внушительность образов, яркость и декоративность живописи прекрасно соответствовали пышности придворной жизни. Таковы "персоны" представителей княжеского рода Репниных. Знаменитый цикл, состоящий из трех полотен "в рост", представлен на выставке «Портретом Андрея Меньшого Ивановича Репнина», выполненный неизвестным мастером московской оружейной палаты второй половины XVII века.

Андрей Меньшой Иванович Репнин, младший сын Ивана Борисовича Репнина – стольника, а потом ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича. Портрет Андрея Меньшого, как и другие в этой серии, отличается монументальной композицией и красочностью цветовых сочетаний. Здесь используются приемы, типичные для будущего парадного портрета. Импозантная поза, фон с тяжелыми драпировками и архитектурными деталями, роскошный костюм и аксессуары - подчеркивают высокое социальное положение модели. Персонаж одет в полном соответствии с указом царя Федора Алексеевича 1681 года, согласно которому вельможам, дворянам и приказным людям надлежало носить "короткие кафтаны и ферези по польской моде". На изображенном - "польская шуба" без воротника, черный зипун, в руках - польская шапка-кораблик с красным верхом и меховым околышем, на ногах - красные сапоги.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Андрей Меньшой Иванович Репнин (?–1699) — младший сын ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича И. Б. Репнина (1615–1697) и Е. Н. Плещеевой (?—1695).

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 125.

Традиционное определение изображенного как князя Александра Борисовича Репнина (Петров 1870. С. 8. № 24), принятое исследователями второй половины XIX — начала XXI века, недавно пересмотрено (Н. Х. 2012. С. 21. № 6; Моисеева 2014. С. 46–63). Новая версия была принята Атрибуционным советом Русского музея в 2014 году. Потрет датирован по костюму 1680–1690-ми годами (Летин 2006. С. 59). Заказчиком изображений, по-видимому, стал переживший обоих братьев князь Аникита Иванович. Светлана Моисеева// Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 93.

В результате предвыставочного исследования определен как портрет князя Андрея Меньшого (младшего) Репнина — младшего сына И. Б. Репнина и Е. Н. Плещеевой, названного в память о рано умершем брате. Был женат на «Татияне NN, умершей 25 декабря 1715 года» (Российская родословная книга. С. 271). Этот портрет вызывает особый интерес. По мнению исследователей, он «демонстрирует новый этап развития русского костюма, начавшийся в октябре 1681 года, когда царь Федор Алексеевич указал вельможам, дворянам и приказным людям носить короткие кафтаны и ферези по польской моде вместо старозаветных охабней и однорядок, в которых было запрещено не только являться ко двору, но даже входить на территорию Кремля».

Персонаж на портрете одет в полном соответствии с указом 1681. Длиннополое одеяние на меху — так называемая польская шуба. Под шубой черный зипун, застегнутый наискось на левом боку в соответствии с заимствованной из Турции модой. Такой покрой нижнего платья был очень характерен для русского костюма 1681–1700 годов. Типичен для этого времени и изображенный в правой руке князя головной убор — «польская шапка-кораблик с красным верхом и фигурным меховым околышем» (Летин. С. 59).

Портреты Андрея Большого и Андрея Меньшого объединяет то, что персонажи гладко выбриты, в то время как Аникита Иванович изображен с черной окладистой бородой. При царе Алексее Михайловиче брадобритие было так же запрещено, как и ношение европейского платья. Судя по некоторым источникам, первая супруга царя Федора Алексеевича, полячка Агафья Грушецкая, уговорила его не только отменить охабни, но и стричь волосы и брить бороды. Официально бритье бород не было разрешено, но власти не преследовали «брадобрийц». Таким образом, обязательным бритье бород стало лишь с августа 1698 года, после возвращения Петра I из поездки в Европу.

По-видимому, временем исполнения портретов Андрея Большого и Андрея Меньшого следует считать последние годы XVII века. Год рождения Андрея Меньшого неизвестен, но в любом случае он был младше Аникиты, следовательно, в конце XVII века ему было около тридцати лет. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 20-21.

 

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Портреты князей Репниных, поступившие в Русский музей из ИАХ, представляют собой крайне важные и характерные произведения парсуны, классические примеры этого вида изображений.
По сведениям Н. М. Молевой, они происходят из семейного собрания Репниных, их последним владельцем был князь П. И. Репнин (около 1718–1778). Около 1755 князь Петр Иванович продал свой большой дом с обширным земельным участком Московскому университету, и портреты Репниных, вместе с домом, перешли во владение И. И. Шувалова, который передал их в ИАХ (Молева 1994. С. 51–52). Однако впервые как «принадлежащие Императорской Академии художеств» они упоминались в каталоге устроенной П. Н. Петровым исторической выставки 1870 года (Кат. исторической выставки. С. 3. № 2; С. 4. № 3; С. 16. № 45). 

Экспонировались все три портрета и на Таврической выставке (1905), но в каталоге упоминались как изображения князя Ивана Борисовича, князя Афанасия Борисовича и князя Петра Александровича (Кат. Таврической выставки . С. 1. № 1408, 1409, 1410). В Русском музее при поступлении портреты были записаны в инвентарную книгу под именами Ивана Борисовича, Александра Борисовича и Афанасия Борисовича Репниных. Так они и упоминались в каталогах собрания и выставок.

Их персонажи якобы принадлежали XXIII колену генеалогического древа князей Репниных. Традиционная их датировка 1690-ми годами не вызывала каких-либо возражений, тем более что все они укладывались в схему «сарматского» портрета, широко распространенную в русском искусстве рубежа XVII–ХVIII веков.

Впервые С. А. Летин справедливо усомнился в том, что надпись на одном из изображений «партретъ князя Александра Борисьевича Репнина» соответствует имени изображенного (Летин. С. 61, 62). «Российская родословная книга» П. В. Долгорукова однозначно свидетельствует, что в «колене XXIII» князь Александр Борисович отсутствовал. Его составляли двое сыновей князя Бориса Александровича — князь Иван Борисович, боярин, умерший 5 июня 1697 года, и князь Афанасий Борисович, умерший 25 ноября 1653.

Наличие трех братьев Репниных «Российская родословная книга» указывает лишь в «Колене XXIV». Это были сыновья князя Ивана Борисовича: князь Андрей Большой Иванович, князь Аникита Иванович и князь Андрей Меньшой Иванович (Российская родословная книга. С. 271). Они-то и являются, по нашему мнению, моделями портретов. В конце XVII века братьям было около тридцати лет, что соответствует возрасту Репниных, изображенных на принадлежащих ГРМ парсунах. Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 18.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: