Коллекция онлайн


Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, второй жены царя Федора Алексеевича

Декабрь 1681 – 14 февраля 1682

  • Холст, масло. 89 х 72 (овал)
  • Ж-3985

  • Пост. в 1918; ранее – собрание князя Н. С. Долгорукова


Апраксина Марфа Матвеевна (1664–1715). Дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны Ловчиковой. С 14 февраля по 27 апреля 1682 — супруга царя Федора Алексеевича. Сестра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, А. М. Апраксина («Андрея Бесящего»)  и сенатора П. М. Апраксина. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 122.

Практически современен портрету Марфы Матвеевны (с веером) из собрания ГРМ (Ж-3970). Портреты исполнены в то время, когда Марфа Матвеевна имела статус царской невесты. На это указывает кокошник — атрибут девичьего костюма. Собачка обычно символизировала супружескую верность. Недавно высказано предположение, что автор портрета — «иноземец Арнбургские земли» Иоганн Вальтер. Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 59.

Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года, оставив Марфу Матвеевну вдовой. После смерти мужа Марфа облачилась во вдовью, почти монашескую, одежду, хотя и не ушла в монастырь. Во вдовстве жила до конца дней. В собрании ГРМ находится еще один портрет Марфы Матвеевны (Ж-4705), на котором царица представлена именно в таком одеянии.

 

Дочь царева стольника Апраксина в пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за царя Федора Алексеевича, старшего сводного брата будущего царя Петра. Двадцатилетний Федор, успевший уже похоронить первую жену, был смертельно болен, царицей его новая жена Марфа Матвеевна пробыла всего два месяца, а всю оставшуюся жизнь — тридцать три года — царицей вдовствующей. Доживала тихо, набожно, незаметно. Для Петра Марфа Матвеевна, конечно, была осколком старого мира. Того, с которым он боролся насмерть. Хотя лично к ней он хорошо относился, по-родственному: содержал в довольстве и достатке. Похоронил Петр Марфу Матвеевну в Петропавловском соборе, кстати, последней,— по древнему чину, а после издал специальный указ о запрещении старинного обряда печалования по умершим.

Портрет написан в 1681–1682 годах, Марфа Матвеевна еще молода. До петровских преобразований, до появления европейского типа портрета несколько десятилетий. Это, собственно, парсуна — предпортретная форма, фиксирующая не личностность, а положение, статус. Репрезентативным задачам отвечает в женской парсуне прежде всего одеяние. Марфа Матвеевна изображена в парчовом наряде русской царицы допетровского века, на голове — кокошник, шитый жемчугом и драгоценными камнями. Поза — застывшая. Все — по старинному чину. Но вот в облике хочется видеть нечто индивидуальное: характер, затаенная грусть, может быть. И еще в этом формализованном парсунном образе есть удивительная деталь: на руке у царицы миниатюрная, не намного больше массивного перстня, собачка. Вот это поступок, в те суровые времена так нарушить канон! Зачем она тут? Можно только представить, какие шли пересуды (не в домашней среде, тут была некая страховка: на женскую половину могли зайти только самые приближенные люди) в кругу парсунных дел мастеров: все-таки собачка как атрибут — дело небывалое. <...> Видимо, кроткая Марфа Матвеевна имела достаточно характера, чтобы настоять на своем. Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 10.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: