Коллекция онлайн


Портрет царя Алексея Михайловича

С гравюры К. Мейсенса (1646 – ?) для книги «Historia di Leopoldo caesare», изданной в Вене в 1670 году.. Не позднее 1670 (?)

  • Холст, масло. 126 х 95
  • Ж-3988

  • Пост. в 1926 из ГЭ (Романовская галерея)


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Для каждого исторического периода на Таврической выставке были устроены свои декорации. Так, допетровский зал был оформлен по эскизам Ивана Билибина в старомосковском стиле — низкие палаты со сводами, на стенах которых в плотной шпалерной развеске висели старинные парсуны с изображениями русских царей.

Парсуна является особой, самой ранней формой портретной живописи, своеобразным переходом от иконописного образа к светскому портрету. Расцвет парсуны, что в переводе с латинского обозначает «личность», «лицо», приходится на вторую половину XVII столетия, время правления Алексея Михайловича.

Изображение царя, созданное неизвестным западно-европейским мастером второй половины XVII века, находящееся в первой правой части, и открывает экспозицию. Перед нами прекрасный пример классической парсуны, написанный по сложившейся живописной схеме. Поза человека должна быть застывшей. Костюм – плоскостным, а лицо – наоборот – объемным. Особое внимание необходимо было уделять тщательной проработке предметов, богатых узорчатых тканей и драгоценных камней. Одним из объяснений подобных правил является то, что парсуна, собственно еще не портрет, поскольку изображает не столько черты определенного человека, сколько признаки его сана, – царя, боярина и так далее. Следуя канону, художник изображает отца Петра Великого в парадном царском облачении: тяжелом, шитом драгоценными камнями платье и со скипетром в руке. Он сочетает архаичные приемы иконного письма с осторожным введением новшеств светотени. Так в моделировке лица, для создания впечатления объемности, мастер накладывает светлые тона на темный подмалевок и пишет глаза с бликами на радужке и белках. Изображение обрамлено подписью «Алексей Михайлович Великий Государь Московии Самодержавно Царствовал и Управлял». Подобный оборот (в прошедшем времени) позволяет предположить, что портрет исполнялся после смерти государя.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Алексей Михайлович (19 марта 1629 – 29 января 1676) – царь из династии Романовых, отец Петра I. Сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Вступил на престол 14 июля 1645, коронован 28 сентября 1645. В его царствование Земский собор принял «Уложение» 1649, были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, произошло воссоединение Украины с Россией (1654), завершившееся Андрусовским перемирием с Польшей (1667). 16 января 1648 вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской (1 апреля 1624 – 3 марта 1669), имел тринадцать детей. 22 января 1671 вступил во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной (22 августа 1651 – 25 января 1694), от которого родилось трое детей: Петр (30 мая 1672; 28 января 1725), Наталья (22 августа 1673 – 18 июня 1716), Феодора (4 сентября 1674 – 28 ноября 1678). Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 122.

В книге «Historia di Leopoldo cesare» («История Леопольда цезаря», Вена, 1670) в числе иллюстраций имеется этот портрет, гравированный Корнелисом Мейсенсом (1646–?), отсюда его традиционная датировка. Между тем надпись на портрете – «царствовал и управлял» (по-латыни, в прошедшем времени) – позволяет предположить, что он исполнялся уже после смерти царя. Авторские правки и технологические особенности не противоречат датировке концом XVII века. Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 56. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: