Коллекция онлайн

1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима

Портрет графа А.К. Толстого в юности

1836

  • Холст, масло. 134 x 104
  • Ж-5089

  • Пост. в 1918 от Е. М. Мухановой (Петроград); ранее – в собр. С. П. Хитрово (Санкт-Петербург); ранее – в собр. С. А. Толстой (Санкт-Петербург)


Портрет был написан в московском доме А. А. Перовского, сразу по возвращении Брюллова на родину после долгой жизни в Италии. В основе реальный облик портретируемого, в котором «страсть к искусству» сочеталась с увлечением охотой. Картина упоминалась в письме М. П. Боткина П. М. Третьякову, высоко оценивалась этим знатоком. Боткин отмечал необычайное сходство изображения с моделью, рекомендовал Третьякову приложить все усилия, чтобы приобрести этот портрет.

 

Толстой Алексей Константинович (1817–1875) — граф, егермейстер, известный поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Российской Академии наук (1873). Сын графа К. П. Толстого и Анны Алексеевны (урожденной Перовской), троюродный брат графа Л. Н. Толстого. В 1826 году представлен ко двору и выбран «товарищем для игр» наследника престола, будущего императора Александра I. В 1834 зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел. В 1835 сдал экзамены в Московском университете на чин по курсу словесного факультета. В 1837–1840 годах числился сверх штата при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне. С конца 1840 — младший чиновник во 2-м отделении Императорской канцелярии, с 1843 — состоял на придворной службе, с 1851 — церемониймейстер двора, с 1854 — статский советник. В 1853–1855 состоял добровольцем в армии во время Крымской войны. В 1856 — флигель-адъютант, с 1861 — в отставке. В 1841 в печати дебютировал под псевдонимом Красногорский мистико-фантастической повестью «Упырь». С 1854 совместно с братьями А. М., В. М. и А. М. Жемчужниковыми писал пародийно-сатирические произведения под псевдонимом Козьма Прутков. В. Б. Демкович // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 334.

Толстой Алексей Константинович (1817—1875) — егермейстер, известный поэт и драматург. Сын графа Константина Петровича Толстого (1779—1870) и его жены Анны Алексеевны (ум. 1857). Воспитывался дядей, братом матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, в московском доме которого и был написан этот портрет. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 136.

На портрете будущему выдающемуся поэту, драматургу, одному из создателей легендарного Козьмы Пруткова, было всего 19 лет. Он только что окончил Московский университет и приступил к службе в московском архиве иностранных дел. Брюллов изобразил Толстого за любимым занятием – на охоте. Поступь его легка, движения мягки и упруги. На нем охотничий камзол, через плечо перекинута сумка для трофеев, в руках ружье. Высветленные лицо и руки Толстого легко очерчены и мягко моделированы. Красивый удлиненный овал лица и форма рук подчеркивают аристократизм модели.

Мягкость живописной манеры и цвета в написании обрамляющих их тканей, а также устремленный вдаль мечтательный взгляд, волосы, переданные быстрыми короткими мазками, и, наконец, пейзаж, исполненный широко и эмоционально, вносит романтическую ноту в характеристику персонажа. Сопровождает юношу преданно смотрящая на хозяина собака, написанная художником с точным знанием повадки животного. На лице охотника видна радость. Она рождена восторженным ощущением жизни природы, её красоты. Единственный раз, именно в этом портрете Брюллов воспроизвел приметы русского пейзажа: елочки, болотистое редколесье, висящую в воздухе сырость.

Как говорил впоследствии сам Толстой, интерес к искусству и, прежде всего, к литературным занятиям, сочетался у него со страстью к охоте, которой он считал себя обязанным оптимистической направленностью своей поэзии. 

Слева внизу подпись-монограмма: К. Б. На подрамнике этикетка Таврической выставки (Петербург, 1905) с надписью: Портретъ Графа А. К. Толстого работы худ. Брюлова. Собственность Хитровой Софьи Петровны СПБургъ, Песочная, 16.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: