Коллекция онлайн

Неизвестный художник
И. Я. Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений

Благовещение

1755–1756

  • Холст, масло. 43,5 х 42,5
  • ЖБ-870

  • Пост. в 1933 из Троицкой церкви (собора Пресвятой Троицы или Троице-Петровского собора)


Судя по сохранившейся гравюре, иконы располагались во втором ряду трехъярусного иконостаса, сооруженного в храме, заново отстроенном после пожара 1750 года. Поручение написать „в новопостроенную Троицкого собору деревянную церковь“ иконы, „каковы в новом Летнем Ея Императорского Величества доме в церкви имеются“, было дано Канцелярией от строений И. Я. Вишнякову „с командою“ 5 января 1755. Собор был освящен 1 июня 1756, но, по свидетельству документов, Вишняков писал иконы для собора и в августе того же года. Определяющая роль И. Я. Вишнякова (1699–1761), одного из крупнейших русских портретистов середины XVIII века и руководителя живописной команды Канцелярии от строений, в создании икон центрального иконостаса несомненна, однако произведения не обнаруживают единства стилистики. Это позволяет предположить участие в работе и других подведомственных Вишнякову живописных мастеров, писавших исторические картины, иконы, портреты и украшавших дворцы Петербурга и пригородов. Произведения из Троицкой церкви – пока единственные опознанные образцы монументального творчества Вишнякова и его команды. Их трудно назвать иконами в полном смысле этого слова. Они могут служить характерным примером того типа иконного изображения, который складывается в искусстве Петербурга первой половины XVIII столетия и в котором канонический сюжет трактуется и воспринимается и как икона, и как историческая или аллегорическая картина. Светлана Моисеева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 29.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: