Коллекция онлайн

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Благовещение

Образа нижнего («деисусного») ряда иконостаса. 1755–1756

  • Холст, масло. 31,5 х 69
  • ЖБ-870

  • Пост. в 1933 из Троицкой церкви (собора Пресвятой Троицы или Троице-Петровского собора)

  • Из иконостаса Троицкой соборной церкви

О явлении архангела Гавриила Деве Марии в доме обручника Иосифа в Назарете с известием о рождении Спасителя человечества говорится в Евангелии от Луки.

«В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, / К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; / И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; / И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Лк. 1, 26–33. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 33.

Праздник установлен в IV веке и отмечается 25 марта / 7 апреля.

Деревянная церковь Святой Троицы была заложена через четыре с половиной месяца после основания города — первого октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы <ныне — Троицкая площадь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга>. <...> В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкого собора было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Иконостас был исполнен Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым и Петром Семеновым. В 1750 году он сгорел дотла. Его восстановление под руководством следовавшего старым планам Ф.-Б. Растрелли осуществил архитектор С. А. Волков. Первого июня 1756 года возрожденный храм был вновь освящен. <...> В 1933 году ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесен, и в августе того же года все двадцать семь образов иконостаса переданы в Русский музей. Светлана Моисеева. Образа из иконостаса Троицкой соборной церкви в Санкт–Петербурге // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 45-46.

В Русском музее хранится весь комплекс икон Троицкой церкви — 28 сюжетов. Из них с именем Ивана Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать семнадцать образов. <...> В некоторых работах очевидно характерное для барочных иконостасов Петербурга влияние гравюр с западноевропейских оригиналов.

В процессе подготовки к экспонированию произведения подверглись реставрации: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкого собора (или Троицкой соборной церкви) представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их высокое историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности живописной команды Канцелярии от строений — важного феномена художественной жизни новой русской столицы. И, разумеется, как бесспорное доказательство высокого, индивидуально окрашенного таланта «живописных дел мастера» — яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 14.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Судя по сохранившейся гравюре, иконы располагались во втором ряду трехъярусного иконостаса, сооруженного в храме, заново отстроенном после пожара 1750 года. Поручение написать „в новопостроенную Троицкого собору деревянную церковь“ иконы, „каковы в новом Летнем Ея Императорского Величества доме в церкви имеются“, было дано Канцелярией от строений И. Я. Вишнякову „с командою“ 5 января 1755. Собор был освящен 1 июня 1756, но, по свидетельству документов, Вишняков писал иконы для собора и в августе того же года. Определяющая роль И. Я. Вишнякова (1699–1761), одного из крупнейших русских портретистов середины XVIII века и руководителя живописной команды Канцелярии от строений, в создании икон центрального иконостаса несомненна, однако произведения не обнаруживают единства стилистики. Это позволяет предположить участие в работе и других подведомственных Вишнякову живописных мастеров, писавших исторические картины, иконы, портреты и украшавших дворцы Петербурга и пригородов. Произведения из Троицкой церкви – пока единственные опознанные образцы монументального творчества Вишнякова и его команды. Их трудно назвать иконами в полном смысле этого слова. Они могут служить характерным примером того типа иконного изображения, который складывается в искусстве Петербурга первой половины XVIII столетия и в котором канонический сюжет трактуется и воспринимается и как икона, и как историческая или аллегорическая картина. Светлана Моисеева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 29.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: