Коллекция онлайн

1719, Москва (?) – 1799, Санкт-Петербург

Архидьякон Стефан

Не ранее апреля 1789 – не позднее 1792 (?)

  • Холст, масло. 174 х 88
  • ЖБ-896

  • Пост. в 1930 из Армянской церкви, Ленинград; ранее – церковь Рождества Христова на Песках (?), Санкт-Петербург

  • Сведения о реставрации:

    Романова Н.Е. (2019–2020)

В каталоге живописи ГРМ 1980 года отсутствуют, впервые были опубликованы Татьяной Ильиной и Светланой Римской-Корсаковой. Считались произведениями школы Андрея Матвеева (?) и датировались 1730-ми годами.

Образа «Иоанн Богослов» и «Архидьякон Стефан» авторы объединяли в одну группу с образами «Сретение», «Благовещение», «Рождество Христово», «Святая Екатерина», также поступившими в ГРМ из Армянской церкви тремя годами позднее, несмотря на некоторые стилистические отличия. «…Общий иконографический тип прослеживается и в женских, и в мужских фигурах. Все картины объединяет и некоторая экстатичность выражения, состояния остановившегося движения, переданная художником в каждой композиции независимо от сюжета».

В «Описи» церкви Рождества Христова на Песках 1808 года упоминается образ «Иоанн Богослов», а в описи 1848 года – «Архидьякон Стефан». Иконы находились в храме в качестве стенных образов придела Рождества Богородицы. «Богоматерь», «Иоанн Богослов» и «Архидьякон Стефан» объединены сюжетно: во время избиения Стефана «вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика».

(Светлана Моисеева. Художники Бельские. СПб, 2019. С. 42)

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

За время жизни в Русском музее, с момента поступления из Армянской церкви (а это почти 90 лет), картины «Архидьякон» и «Иоанн Богослов» ни разу не были в реставрации. Можно предположить, что во время бытования в церкви картины не всегда хранились в идеальных условиях, с соблюдением принятого в музее температурно-влажностного режима. Это привело к развитию жесткого кракелюра грунта и красочного слоя, который вызвал деформацию основы. Авторские холсты провисли, что вызвало появление жестких изломов по отпечаткам планок подрамника. Кроме того, на тыльной стороне холстов по нижнему краю были обнаружены следы разводов, вероятно возникших вследствие промокания нижних краёв картин. На лицевой стороне в этих местах красочный слой полностью деструктурировался. Картины имели ветхие узкие кромки, которые не могли полноценно фиксировать их на подрамнике, по нижним углам на ребрах подрамника авторский холст был поврежден. Обе картины были покрыты многочисленными разновременными слоями лака. Со временем лаковая пленка потеряла прозрачность, пожелтела, полностью скрыв авторский цвет живописи.

Комплекс проведенных мероприятий:

Перед началом реставрации было проведено комплексное исследование произведений, включающее в себя химический анализ всех слоев, исследование лаковой пленки в УФ-лучах. Были взяты пробы для микологического анализа с тыльной стороны обоих холстов, которые показали наличие живых микромицетов. Это подтвердило предположение о возможном промокании картин во время бытования в церкви и потребовало провести соответствующую обработку холстов.

В процессе реставрации был укреплен красочный слой и грунт, выровнена поверхность, уложены в плоскость изломы и кракелюр. Состояние авторского холста в каждом случае позволило обойтись без дублирования основы на новый холст, что довольно редко для картин XVIII века, но очень важно для сохранения первозданности и возможности дальнейшего изучения памятника. На картины были подведены реставрационные кромки, произведения натянуты на новые подрамники.

Удаление поздних пожелтевших лаковых слоев раскрыло совершенно неожиданный авторский колорит. Появились насыщенность и чистота цвета и тонкость живописных разделок, что позволило говорить об особенностях живописи мастера и проводить стилистический сравнительный анализ произведений. Кроме того, в процессе раскрытия под лаковой пленкой были обнаружены очень старые записи и фрагменты переписок, меняющих композицию. Потребовались дополнительные исследования в ИК-видеоканале и в УФ-лучах, которые дали интересные сведения об истории создания картин, авторском изменении рисунка и композиции, положения рук, рисунка одежд.

На завершающей стадии реставрации были сделаны реставрационные тонировки и картины покрыты защитным слоем лака.

Одним из важных результатов реставрации было раскрытие истинного авторского колорита произведений, характеризующего Бельского как прекрасного живописца. Кроме того, был получен огромный материал для стилитического и колористического сравнения, что очень важно для атрибуции произведений. Проведенная реставрация не только обеспечила их сохранность, но и дала большой исследовательский материал для изучения творчества художника.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 92-93.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: