Портрет С. Э. Фермор
1749 (50?)
- Холст, масло. 138 x 114,5
- Ж-4914
Пост. в 1907 от Н. П. Альбрехт-
Сведения о реставрации:
Частичное раскрытие: Марков М.Н. (1948) - Полное раскрытие: Марков М.Н. (1957–1958)
Фермор Сарра Элеонора (Сарра Вилимовна; 1740 — между 1805 и 1824) — дочь английского генерала на русской службе Вильяма Фермора. В 1765 вышла замуж за графа Я. П. Стенбока (1744–1824). Ее сын носил фамилию Стенбок-Фермор и был основателем одного из известных графских родов Российской империи. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 78.
В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Произведений Вишнякова почти не сохранилось. Портреты детей Фермор — одни из немногих дошедших до нас работ художника. С 1746 по 1757 год Виллим Фермор, заведуя Канцелярией от строений, должен был часто иметь дело по службе с главою «живописной команды» Вишняковым и мог заказать ему портреты своих детей.
Согласно обычаям того времени, Сарра изображена как взрослая девушка, в торжественной позе и наряде придворной дамы, соответственно высокому положению ее семьи. Фон с тяжелой драпировкой, колонной и балюстрадой типичен для официального парадного портрета. Некоторая неловкость и скованность движений, напряженность позы не мешают созданию живого, поэтичного и трогательного образа девочки-подростка. Стилистически изображение выдержано в духе рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе.
«Девочка-дама и мальчик-сержант». Иван Вишняков. Онлайн-курс «Я и картина» (12:02) |
Творческая мастерская "Портрет прекрасной дамы". Онлайн-курс «Я и картина» (2:34) |
Состояние сохранности до реставрации:
Авторская живопись была покрыта несколькими слоями лака, потемневшими от времени, полностью изменившими и скрывшими оригинальный колорит. Исследования видимой люминесценции поверхности красочного слоя в УФ-лучах показали наличие большого количества записей, расположенных как на лаке, недавних, так и между лаковыми слоями, то есть появившихся давно и в разное время. Записи располагались как на фоне, так и на изображении платья, руки, веера. Разложение (деструкция) лаковых слоев и частично поздних записей проявили сильные цветовые разногласия с авторским слоем. Портрет выглядел темным и бесцветным, неоправданно «пятнистым».
Комплекс проведенных мероприятий:
Раскрытие авторской живописи велось послойно. Сначала удалялись записи, лежащие на лаке, затем лак утоньшался и удалялись записи, лежащие в лаковых слоях. Одновременно устранялись межлаковые загрязнения. Под записями были раскрыты утраты авторского красочного слоя, но значительно меньшие, чем площадь, перекрываемая записью. На отдельных участках строго в пределах утрат были оставлены старые записи для последующей корректировки. Удаление желтых слоев лака и записей позволило раскрыть настоящий колорит авторской живописи, наполнило портрет воздухом и пространством. На завершающем этапе были сделаны реставрационные тонировки в местах утрат и откорректированы оставленные старые записи в соответствии с цветом и тоном раскрытого авторского красочного слоя.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 78-79.