Коллекция онлайн

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Портрет С. Э. Фермор

1749 (50?)


Фермор Сарра-Элеонора (Сарра Вилимовна) (1740–1818 (?)) — дочь генерала на русской службе, шотландца по происхождению Виллима Виллимовича Фермора (1702–1771). В 1765 вышла замуж за графа Якова Понтуса Стенбока (1744–1824). Ее сын носил фамилию Стенбок-Фермор и был основателем одного из известных графских родов Российской империи. С 1746 по 1757 год Виллим Фермор, заведуя Канцелярией от строений, должен был по службе часто иметь дело с главою «живописной команды» Вишняковым и мог заказать ему портреты своих детей. Дворец Стенбок-Ферморов ныне служит резиденцией правительства Эстонии. Согласно обычаям того времени, Сарра изображена как взрослая дама, в торжественной позе и наряде, соответственно высокому положению ее семьи. Фон с тяжелой драпировкой, колонной и балюстрадой типичен для официального парадного портрета. Некоторая неловкость и скованность движений, напряженность позы не мешают созданию живого, поэтичного и трогательного образа девочки-подростка. Стилистически изображение выдержано в духе рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе. // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 24.

Детские портреты — особая тема в портретном творчестве Вишнякова. Это, в первую очередь, исполненный прелести и поэзии портрет Сарры-Элеоноры Фермор (1749), дочери шотландского дворянина, бывшего довольно долгое время прямым начальником Вишнякова в Канцелярии от строений. Иван Вишняков написал свою маленькую героиню на фоне тяжелой тканевой драпировки и колонны, за которыми виден пейзаж, столь же изящный, как и сама фигура девочки. В XVIII веке детей было принято изображать как маленьких взрослых. Сарре-Элеоноре в это время было около десяти лет, она в роскошном платье из английского шелка, ее руки изящно лежат на пышной юбке. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 8.

Интерес к творчеству Ивана Вишнякова, как и, в целом, к русскому XVIII веку, оживляется лишь в начале прошлого столетия. Приобретение в 1907 году двух портретов детей В. В. Фермора, руководившего Канцелярией от строений с 1746 по 1758 год, Н. Н. Врангель оценивал как «целое открытие для исследователей истории портрета в России». «Иван Вишняков, автор этих картин, — писал он, — до сих пор был полной загадкой. После Матвеева и Никитиных один только Алексей Антропов, да старик Аргунов были связующими звеньями между художниками времен Петра I и представителями портретного искусства царствования Екатерины Великой». Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 9.

Н. Н. Врангель, опубликовавший портреты детей Фермор сразу после их приобретения Русским музеем, упомянул о скрытой впоследствии при дублировании холста надписи на обороте портрета девочки, свидетельствующей, что изображена «Сарра Ферморова 10 летъ» и указывающей на год создания портрета, прочитанный как 1745*. К. В. Михайлова датировала портрет 1749 на основании надписи на обороте и установленного ею года рождения С. Э. Фермор — 1740. В заявлении Н. П. Альбрехт при продаже картин в музей портреты также были датированы 1749 годом**. Датировка портрета 1749 была принята и Т. В. Ильиной***. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 27.

* Врангель Н. Н. Приобретения Русского музея имп. Александра III // Старые годы. 1907. Декабрь. С. 628–630.
** Михайлова К. В. О портретах детей Фермор работы И. Я. Вишнякова // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 7. Л., 1961. С. 26–27.
*** Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979. С. 190.

 

«Девочка-дама и мальчик-сержант». Иван Вишняков. Онлайн-курс «Я и картина» (12:02)

 

 

Творческая мастерская "Портрет прекрасной дамы". Онлайн-курс «Я и картина» (2:34)

 

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Авторская живопись была покрыта несколькими слоями лака, потемневшими от времени, полностью изменившими и скрывшими оригинальный колорит. Исследования видимой люминесценции поверхности красочного слоя в УФ-лучах показали наличие большого количества записей, расположенных как на лаке, недавних, так и между лаковыми слоями, то есть появившихся давно и в разное время. Записи располагались как на фоне, так и на изображении платья, руки, веера. Разложение (деструкция) лаковых слоев и частично поздних записей проявили сильные цветовые разногласия с авторским слоем. Портрет выглядел темным и бесцветным, неоправданно «пятнистым».

Комплекс проведенных мероприятий:

Раскрытие авторской живописи велось послойно. Сначала удалялись записи, лежащие на лаке, затем лак утоньшался и удалялись записи, лежащие в лаковых слоях. Одновременно устранялись межлаковые загрязнения. Под записями были раскрыты утраты авторского красочного слоя, но значительно меньшие, чем площадь, перекрываемая записью. На отдельных участках строго в пределах утрат были оставлены   старые записи для последующей корректировки. Удаление желтых слоев лака и записей позволило раскрыть настоящий колорит авторской живописи, наполнило портрет воздухом и пространством. На завершающем этапе были сделаны реставрационные тонировки в местах утрат и откорректированы оставленные старые записи в соответствии с цветом и тоном раскрытого авторского красочного слоя.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 78-79.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: