Коллекция онлайн

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Портрет В. Г. Фермора

Вторая половина 1750-х


Фермор Вильгельм Георг (Вильгельм Виллимович (1749 — не ранее 1823), с 1758 — граф, сын начальника Канцелярии от строений, дворянин шотландского происхождения. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку, в чине бригадира вышел в отставку. Был женат на дочери полковника Лудольфа фон Альбрехта, по чьей линии портреты переходили из поколения в поколение.

В заявлении Н. П. Альбрехт при продаже картин в музей портрет был датирован 1749 годом. Однако Вильгельм-Георг родился именно в 1749 году и в таком случае временем исполнения портрета может быть вторая половина 1750-х годов*. Изображен в мундире сержанта, введенном указом Елизаветы Петровны от 21 мая 1743 года. В 1761 году произведен в офицеры из полковых сержантов. Технологическое исследование произведения в ГРМ позволили выявить обычный для Вишнякова грунт темной охры. Портрет частично переписан: на фоне, на колонне, на полу. В правой верхней части отчетливо просматриваются мазки голубого неба и зелени, по-видимому, первоначальная композиция была аналогична портрету Сарры Фермор. Частично переписан и костюм: камзол имеет больший вырез, шире был контур рубашки и жабо, кафтан не имел воротника. Под гетрами были коричневые чулки, панталоны были длиннее**. Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб. 2024. С. 38.

* Михайлова К. В. О портретах детей Фермор работы И. Я. Вишнякова // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 7. Л., 1961. С. 26–27.
** Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979. С. 139.

Интерес к творчеству Ивана Вишнякова, как и, в целом, к русскому XVIII веку, оживляется лишь в начале прошлого столетия. Приобретение в 1907 году двух портретов детей В. В. Фермора, руководившего Канцелярией от строений с 1746 по 1758 год, Н. Н. Врангель оценивал как «целое открытие для исследователей истории портрета в России». «Иван Вишняков, автор этих картин, — писал он, — до сих пор был полной загадкой. После Матвеева и Никитиных один только Алексей Антропов, да старик Аргунов были связующими звеньями между художниками времен Петра I и представителями портретного искусства царствования Екатерины Великой». Светлана Моисеева. «…живописный мастер и надворный советник Иван Вишняков …» // Живописных дел мастер. К 325-летию Ивана Яковлевича Вишнякова. СПб, 2024. С. 9.

В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Произведений Вишнякова почти не сохранилось. Портреты детей Фермор — одни из немногих дошедших до нас работ художника. С 1746 по 1757 год Виллим Фермор, заведуя Канцелярией от строений, должен был часто иметь дело по службе с главою «живописной команды» Вишняковым и мог заказать ему портреты своих детей.

Вильгельм Георг был единственным сыном В. Фермора. На портрете Вильгельм Фермор изображен мальчиком лет семи-восьми, что позволяет отнести картину ко второй половине 1750-х годов. Некоторая застылость и плоскостность фигуры, ее фронтальная постановка, тщательность в передаче деталей, декоративность решения, построенного на сочетании ярких без полутонов цветов,— указывает на связь Вишнякова с традициями парсунной живописи конца XVII — начала XVIII века. 

 

«Девочка-дама и мальчик-сержант». Иван Вишняков. Онлайн-курс «Я и картина» (12:02)

 

 

Творческая мастерская "Портрет прекрасной дамы". Онлайн-курс «Я и картина» (2:34)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: